Интегративное занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в город Мастеров"

Цель: продолжать учить детей составлять рассказы с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

  • закреплять умение детей составлять рассказы о гжельской и хохломской росписи с помощью мнемотаблиц (методика Т.А. Ткаченко);
  • развивать связную речь, интонационную выразительность речи;
  • воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

Словарь: предметы мебели, название профессий; относительные прилагательные: кирпичный, деревянный, глиняный, фарфоровый. Эпитеты: "узор на изделии оживает", "переливы от голубого до темно-синего", "линии словно солнечные лучи".

Предварительная работа: дидактическая игра "Если, то...", беседа о пользе профессий "Кем быть?", беседа "Кто главный?"

Ход занятия

Доброе утро, маленькие дети! (Большие)
Доброе утро, чумазые дети! (Чистые)
Невоспитанные! (Воспитанные)

Старые! (Молодые)
Доброе утро хорошие дети!

- Где-то далеко во вселенной есть планета. Маленькая и почти бесцветная. И живут на этой планете милые трудолюбивые существа.
- Все жители этой планеты чем-либо заняты: они строят дома, изготавливают посуду и мебель, собирают автомобили, но все это бесцветно!

- Знакомьтесь: это Буба. Как вы думаете, кем работает Буба? (ответы детей)
- Верно, Буба – дворник.
- А что делает дворник?

- А это его друг Боба. Как вы думаете, кем работает Боба? (Строитель, плотник, столяр)
- А как вы догадались?
- Правильно, Боба – плотник, он изготавливает мебель. Какую мебель вы знаете?

Игра "Один – много"

Дети называют мебель.

Стул – стулья
Стол – столы
Шкаф – шкафы

Диван – диваны
Кровать – кровати
Тумбочка – тумбочки

Звонок от Бубы и Бобы.
- Ребята, Буба и Боба предлагают нам отправиться в город Мастеров, чтобы мы узнали, как им сделать свой мир ярким и красочным.

- Нам пора отправляться. У меня есть карта города Мастеров.
- В этом городе живут мои знакомые – два мастера, два друга – Фома и Ерема.

- Фома гончар. Он делает посуду из глины. Посуда из глины называется глиняная.
- А Ерема – это мастер резьбы по дереву. Он вырезает посуду из дерева – это деревянная посуда.
- Именно они нам расскажут, как можно красиво раскрасить то, что находится вокруг нас.

- Первый дом, к которому мы подошли – это дом из кирпича. А как называется дом из кирпича? Какой он? (Кирпичный)
- Арсений, постучись в дверь. Кто живет в этом доме? (Фома)

- Фома чем-то занят. Давайте заглянем к нему в окна и узнаем, чем занимается гончар Фома.

  1. Он берет глину, разминает ее, делает мягкой и эластичной.
  2. Потом лепит глиняную посуду и покрывает ее розовим раствором.
  3. Далее он отправляет посуду в особую печь для обжига и сушки. После этого посуда перестает быть глиняной, она становится фарфоровой.
  4. После этого Фома расписывает глиняную посуду сине-голубой краской. Получается Гжель. (2-3 рассказа детей о Гжели)

- Мастер использует всего одну краску. Узор на изделии оживает. На изделии появляются оттенки и переливы от голубого до темно-синего.
- Художник использует точки, капельки, сеточки, линии разной толщины, которые расходятся в стороны словно солнечные лучи.

- На белоснежном фоне плавными линиями изображены листья крупного цветка. Для украшения художник использует мягкие завитки.
- Декоративная роспись на посуде отличается тонким растительным узором, выполненным синими и голубыми тонами.

Физминутка

А этот дом из дерева. Какой он? (Деревянный)
- Полина, постучи в дверь. Кто здесь живет?
- Это Ерема, он мастер резьбы по дереву. Давайте заглянем, чем занимается Ерема.

  1. Он берет дерево.
  2. Вырезает из него разные изделия.
  3. Потом отправляет их в специальную печь для сушки.
  4. После этого Ерема расписывает посуду красками. Он использует красную, черную, золотую и зеленую краски. У него получается Хохлома. (рассказы детей о Хохломе)

- В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготовлять посуду.
- Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками, птица захотела поблагодарить его.

- Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в "золотую". С тех пор стал мужик делать посуду.
- И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером, царских солдат.
- Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет "золотой" посуды. А сам исчез…

- Посмотрите, ребята, планета наших друзей становится яркой и красочной. А Буба и Боба передали нам свои фотографии.
- Они все еще черно-белые. Давайте раскрасим эти фотографии. Буба и Боба будут очень рады. (Дети раскрашивают Бобу и Бубу)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!