В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаточное общение родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с нарушением речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы.
К сожалению, о проблемах с речью большинство родителей беспокоятся только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно.
Понимание значимости и сущности своевременной диагностики речи и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребенка от дополнительных трудностей обучения, помогут научить вовремя детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о значительных событиях из окружающей жизни.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине
В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотаблицы, которые получили широкое распространение среди многих специалистов.
Как готовить ребенка к связной речи? На чем необходимо заострить внимание? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе, что такое развитие речи и что нужно сделать, для того чтобы этот процесс проходил правильно.
Мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраст, способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти
Цель: совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приемы мнемотехники.
Эти приемы призваны были решить следующие задачи:
Кроме того, своевременное использование мнемотаблиц в развитии связной речи позволяет решить следующие задачи развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти, а также воображения.