Данная статья "О развитии речи старших дошкольников" представляет интерес для педагогов дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества, все больше возрастают требования к речевому развитию старших дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой настоящего времени...
Обращаясь вглубь истории, мы видим, что всегда ценились и были достойны восхищения люди, которые имеют обширный словарный запас. Как известно – бедность и скудность словаря мешают полноценному общению, а потому и общему развитию дошкольника. Дошкольный возраст является сензитивным для накопления знаний и формирования словарного запаса ребенка. Именно то, как ребенок владеет родным языком, его речевое развитие выступает основой воспитания и обучения в дошкольном детстве.
Чтобы лучше понять процесс развития речи дошкольников, нам необходимо учитывать основные этапы ее формирования:
Вторая младшая группа (3-4 года) – преобладает низкий уровень развития связной речи, односложные ответы, узкий набор признаков при описании предметов или явлений. Ребенок может составить небольшой рассказ при помощи наводящих вопросов.
Средняя группа (4-5 лет) – дошкольник может пересказать небольшой рассказ, появляются первые рассуждения и анализ, это возраст "почемучек" - у более любознательных детей связная речь развивается быстрее и эффективнее.
Старшая группа (5-6 лет) – в данном возрасте очень заметен резкий скачок в развитии связной речи. Дошкольники активно совершенствуют диалогическую и монологическую речь, могут легко пересказать содержание понравившегося произведения или чей-то разговор. В данном возрасте дети уже пробуют составлять сложные предложения, вставляют эпитеты и фразеологизмы.
На данном этапе важно следить за тем, чтобы ребенок правильно подбирал нужные словоформы, ставил ударения, употреблял новые слова. Во время образовательных событий, а также в игровой деятельности, для развития связной речи нужно предлагать упражнения, побуждающие использовать в речи логические операции (анализ, обобщение), чаще предлагать творческие задания, например – дидактическая игра "Закончи рассказ", опираясь на собственный опыт.
Подготовительная группа (6-7 лет) – ребенок является полноправным участником речевого процесса, происходит переход от описательных конструкций к рассуждению и анализу. Дошкольник следит за культурой речи.
Работая со старшими дошкольниками, для развития связной речи, необходимо в приемы обучения активно включать дидактические игры и упражнения.
При должны быть соблюдены следующие условия:
На первом этапе нашей работы, мы изучили уровень развития речи старших дошкольников, используя комплекс методик Н.В. Серебряковой и Г.А. Урунтаевой. Для проведения исследования создавали специальные ситуации, которые включали в себя несколько заданий. Ребенок составлял рассказ, используя, в качестве опоры, сюжетные картинки.
В ходе составления рассказа ребенку задавались вопросы, направленные на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, другими словами перехода от одной ситуации к другой. Если возникало затруднение – оказывалась помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. При выполнении данного задания, мы фиксировали наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи и правильного употребления грамматических форм.
Для выявления сенсомоторного уровня речи было проведено исследование фонематической стороны речи и сформированности звуко-слоговой структуры слова. Для выявления уровня грамматического строя речи, изучали понимание детьми предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, понимание форм единственного и множественного числа имен существительных. Исследование словаря и навыков словообразования включало в себя изучение понимания уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных.
Данное обследование проводилось как подгруппами, так и индивидуально в игровой форме, с использованием разнообразного дидактического материала. Использовались методики "Какой...?", "Исследование грамматического строя речи", "Исследование словаря и навыков словообразования", "Исследование связной речи".
Далее была проведена работа по подборке и систематизации дидактических игр направленных на развитие связной речи старших дошкольников. При подборе дидактических игр, мы ставили перед собой следующие задачи:
Сочини предложение
На экране монитора воспитатель показывает две картинки с изображением предметов, детям предлагается придумать предложение, которые содержат название этих предметов, далее предлагается другая пара картинок. (Данная игра способствует не только развитию связной речи, но и повышению творческих способностей ребенка)
Где начало, где конец?
В данной игре дети составляют рассказ, опираясь на серийные картинки, которые представляют собой своеобразный план рассказа. (Развитие логического мышления)
Внимание розыск
В этой игре ведущий описывает одного из участников игры, остальные должны угадать кто это, тот кто угадал, становится ведущим. (Развитие внимания)
Отгадай-ка
Ведущий описывает предмет, находящийся в группе (игрушка, книга, предмет мебели и др.) не глядя на него, остальные участники должны угадать о каком предмете идет речь. (Развитие памяти, внимания)
Нарисуй сказку
В данной игре дети рисуют картинки к придуманной сказке, на которые будут опираться при рассказе. (Развитие воображения)
Чепуха
На экране монитора воспитатель показывает картинки-нелепицы. Ребенку предлагается не только показать несоответствия, но и рассказать как должно быть на самом деле. (Развитие внимания, логического мышления)
Составь два рассказа
Данная игра перекликается с игрой "Где начало, где конец?", только дети составляют рассказы из двух наборов серийных картинок, которые даются ребенку вперемешку. Сначала нужно правильно разложить обе серии, а потом составлять рассказ. (Развитие логического мышления)