Использование игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка, когда определяются траектории его дальнейшего развития.

Современные реалии таковы, что сегодня практически каждая дошкольная организация является инклюзивным пространством, в которое включены, как дети с нормой развития, так и воспитанники с особыми образовательными потребностями.

Как показывает практика, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича позволяет оптимизировать образовательный процесс в детском саду в том числе в работе с детьми с ОВЗ.

Во-первых, развивающие игры В.В. Воскобовича отвечают требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, так как они содержательно-насыщенны, трансформируемы, полифункциональны, вариативны, доступны и безопасны.

Особенно хочется отметить вариативность и полифункциональность пособий, которая позволяет использовать их в разных направлениях образовательной деятельности, в коррекционно-развивающей работе (все направления логопедической работы, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики и т.д.), как в образовательном процессе с группой детей, так и индивидуально с конкретным ребенком.

Во-вторых, задачи, поставленные федеральными образовательными стандартами по каждой образовательной области развития ребенка, и задачи, решаемые данной технологией, во многом совпадают.

Цель образовательной области "Речевое развитие" определено в ФФГОС ДО как формирование и развитие у детей дошкольного возраста начальной коммуникативной компетентности, что предполагает овладение речью как средством общения и культуры. Использование развивающих игр В.В. Воскобовича способствуют достижению данной цели и направлено на:

  • развитие связной, грамматически правильной речи;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие речевого творчества, которое может реализоваться в при¬думывании новых сказок с героями, предлагаемыми игрой;
  • развитие звуковой культуры речи и аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют накоплению сенсорного опыта дошкольников, развитию познавательных функций, активизируют формирование и совершенствование познавательной сферы, умственных способностей (восприятие, внимание, память, мышление).

Учитывая эти преимущества игровой технологии В.В. Воскобовича, педагоги адаптируют ее применение в образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности с учетом особенностей речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

При общем недоразвитии речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики, связной речи, словаря. Психические функции детей с ОНР 5-7 года жизни также сформированы не в полной мере: имеются проблемы зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, слухового внимания.

Страдает целостность восприятия, так как дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при вычленении отдельных элементов в объектах. У данной категории воспитанников не сформирована общая и мелкая моторика: движения неточные и плохо скоординированы, объем движений недостаточный.

С учетом актуальности проблемы педагогами дошкольной организации была разработана система организации коррекционно-образовательного и воспитательного процесса на основе технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича.

Данная система направлена на то, чтобы ребенок с тяжелыми нарушениями речи играл, развивался и обучался одновременно. Она решает следующие задачи:

  • коррекцию нарушений речи детей с общим недоразвитием речи;
  • развитие психических процессов, мелкой и общей моторики;
  • формирование сенсорного опыта;
  • воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества.

Формы реализации:

  1. совместная организованная образовательная деятельность;
  2. тематические дни "В сказочном лабиринте игры".

Примерный перечень ООД для детей с ТНР в группе компенсирующей направленности на основе технологии "Сказочные лабиринты игры"

Лексическая тема

Тема

Оборудование

Осень

Звуки фиолетового леса

«Фиолетовый Лес»; персонажи: Гномы Желе, Зеле; Медвежонок Мишек, Ворон Метр; «Волшебный квадрат»

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Крутик По пришел к нам в гости.

«Фиолетовый Лес»; персонажи: Крутик По, Гномы; «Волшебный квадрат»; «Логоформочки», «Шнур – затейник»

Зима. Зимующие птицы

Спасаем жителей Фиолетового леса

Панно «Фиолетовый Лес», персонажи: Малыш Гео,  Гномы; игра «Нетающие льдинки озера Айс»

Транспорт

 

Транспорт наа улицах поселка

«Коврограф Ларчик», персонаж Околесик;, «Волшебный квадрат»

Детский сад. Профессии

Поможем Околесику

«Коврограф Ларчик», персонаж Околесик; пособие «Геовизор»

Весна

Весна в Фиолетового лесу

Панно «Фиолетовый Лес», персонаж: Ворон Метр;  «Нетающие льдинки Озера Айс»,

Космос

Космическое путешествие

 

«Коврограф Ларчик», Околесик; «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Фонарики, «Чудо-соты», «Шнур -  затейник»

Лето

Прогулка с гусеницей Фифой

Панно «Фиолетовый лес»,   персонажи Лопушок и гусеница Фифа; «Фонарики», «Соты»

Еще одной формой использования игровой технологии является тематический день "В сказочном лабиринте игры", который может быть, как способом отметить традиционное событие, так и итогом тематической недели.

Суть тематического дня, заключается в том, что педагогами организуются специальные условия для того, что бы вместе с воспитанниками прожить событие, дав возможность детям получить опыт, знания, проявить инициативу, творчество, самостоятельность. Интеграция детских видов деятельности на основе использование разнообразных игровых пособий делают тематические дни максимально действенными.

Использование игровой технологии В.В. Воскобовича "В сказочном лабиринте игры" помогает педагогам перестроить образовательную деятельность и перейти от обычных традиционных занятий к познавательной игровой деятельности в группе компенсирующей направленности. Игровые образовательные ситуации, созданные педагогами, дают возможность каждому ребенку с общим недоразвитием речи в непринужденной обстановке проявить речевую активность, удовлетворить любознательность, потребность в моторной активности.

Таким образом, многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В.Воскобовича позволяет активно использовать их для формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Размер:
22.92 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: детский сад, обмен опытом