Цель: систематизировать и закрепить представления детей о материалах, из которых создаются вещи и предметы, окружающие людей (металл, пластмасса, бумага, дерево); учить работать в малых группах.
Задачи:
- Закрепить понятие о том, что все предметы, создаваемые людьми, делаются из разных материалов.
- Уточнить знания о том, откуда появляются материалы, где и как люди их используют, что из них изготавливают.
- Уточнить знания о некоторых свойствах материалов.
- Знакомить детей с разными техниками изобразительного творчества (книгоделание, декупаж, термомозаика, изготовление поделок из синельной проволоки).
Методическое и дидактическое обеспечение:
Воспитатель (в группе): Ребята, в каком городе мы с вами живем? Правильно, в Чебоксарах. Вы хорошо знаете наш город, много ли вы гуляете по нему? Где вы бывали? (ответы детей). Хочу открыть вам одну тайну: внутри нашего города, как в матрешке, спрятался другой город. Он называется Город Мастеров. В этом городе живут мастера и мастерицы, которые умеют из различных материалов делать красивые, полезные вещи. Предлагаю туда отправится и увидеть все своими глазами.
(Дети проходят в муз зал. Заходят в зал, здороваются с гостями)
Вот, мы с вами и дошли до Города Мастеров. Посмотрите, как здесь красиво и интересно! О-о, здесь какие-то указатели-стрелочки. Посмотрим, что на них написано!
На этой стрелочке написано "Деревянный домик", значит она приведет нас в домик, где обитают предметы из … как вы думаете, из чего? Правильно, из дерева - деревянные вещи. Там вы узнаете много интересного и поработаете с деревянными предметами. В этом домике живут бумажные вещи. На стрелке так и написано-Бумажный домик. Там вас ждет самая разная на вид бумага и изделия из нее. А еще вы сможете сами сделать и оформить свою маленькую, но настоящую книгу.
А по этой стрелке мы дойдем до домика, где мастера работают с металлом. Вы узнаете, откуда он берется, какими свойствами обладает, какой у него звук и сделаете себе на память подарок из металла. Если мы пойдем по левой дальней стрелке, то дойдем до домика, где живут предметы из … чего? (Показывает небольшую постройку из лего- конструктора) Да, из пластмассы. Познакомившись с ними, вы узнаете много нового и интересного, сможете создать пластмассовое украшение и превратиться в конструкторов.
Понравились домики мастеров? Хотите в них заглянуть? Кому понравился Металлический домик? Заходите, присаживайтесь. Вас ждет киносеанс, исследование металлических предметов и изготовление украшения. Среди вас есть ценители книг, любящие работать с бумагой-проходите в этот красивый домик! Вы узнаете из чего делают бумагу и на чем в древности писали люди.
Тем, кто часто бывает в лесу, наблюдает за деревьями, любит природу будет интересно зайти в Деревянный домик. Ну, а любителям пластмассовых игрушек понравится в Пластмассовом домике. (Дети расходятся по домикам)
Металлический дом
Воспитатель: Ребята, вас ждет интересный фильм о том, откуда берется металл, как из него делают вещи. Предлагаю вам его посмотреть. (Включает и идет в бумажный дом. После просмотра фильма дети рассматривают предметы (6-8 шт.), по звуку, ударяя металлической палочкой, определяют, какие предметы сделаны из металла. Закрепляют некоторые свойства металла: холодный на ощупь, тяжелый, трудно согнуть)
Перед вами проволока, которую используют в электрических приборах. В ней тоже металл, но проволока легко гнется и скручивается. Как думаете почему? Да, в проволоке металл очень тонкий. Из-за этого он становится гибким. Проволока бывает разная, она отличается по толщине, по цвету, по металлу, который находится внутри. А еще она бывает пушистая и из нее можно делать разные украшения. Например, такие. (Делает себе браслет, дополняя его металлическими деталями-гайками). Еще можно сделать игрушку – пушистого паучка. (Показ) Попробуйте сделать сами. (Дети делают паучка и браслет)
Бумажный дом
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посмотреть коротенький фильм о том, как возникла бумага, на чем писали в старые времена. (После фильма обсуждают просмотренное, закрепляют полученную информацию о том, что бумагу делают из деревьев и ее надо беречь, чтобы на Земле не перевелись леса. Далее дети рассматривают различную бумагу и изделия из нее). Перед вами много видов бумаги (тонкая, бархатная, глянцевая, рифленая). Посмотрите, какая она, попробуйте на ощупь. Рассмотрите то, что можно делать из бумаги. (книги с тонкими листами, с картонными, альбом, карта, открытка, буклет)
Вся эта продукция сделана в типографии на станках. Но можно сделать книгу и самим. Здесь лежат странички разной формы, разного качества. Предлагаю сделать книгу о нашем красивом городе Чебоксары. Выберите ту картинку, которая вам больше нравится, вырежьте ее и приклейте на страничку. Страниц в книге может быть несколько и их можно украсить: нарисовать маленькие рисунки, приклеить бумажные вырубки, по краям пустить тоненькие ленточки. Потом мы соберем странички вместе и соединим их.
(Дети приклеивают картинки с видами Чебоксар. Украшают рисунками и готовыми бумажными вырубками, ленточками. Воспитатель дыроколом делает отверстия и соединяет шнуром). Ваши книги готовы.
Деревянный дом
Воспитатель: Ребята, в этом домике вы посмотрите мультфильм о том, как из дерева делают разные вещи. (Включает и идет в пластмассовый дом) Прежде чем делать деревянные предметы, со ствола снимают кору. Она бывает самая разная. Это зависит и от дерева, и от его возраста: чем старше дерево, тем толще и более изрезанная его кора. Здесь лежат кусочки коры с разных деревьев. Вы можете пощупать и рассмотреть их.
(Дети рассматривают кору, определяя с молодого или старого дерева она). По этому деревянному кругу-спилу можно узнать возраст дерева. Сколько колец на спиле - столько лет прожило это дерево. (Дети рассматривают спил с дерева, считают кольца и определяют возраст дерева)
Посмотрите, какие фигурки сделаны из тонкого слоя дерева-фанеры. Это может быть подставка под вазу или чашку, а можно повесить на стенку и любоваться. Но сначала предлагаю украсить их вот такими веселыми салфетками. Выбирайте то, что вам больше нравится. (Дети выбирают деревянную форму и салфетку. Обрывают рисунок нужного размера. Промазывают форму клеем, равномерно распределяют его по всей площади, прикладывают салфетку, пальчиками прижимают. Можно на одну форму поместить несколько разных кусочков салфетки. В конце к каждой работе привязывается ленточка) Когда клей высохнет, мы вашу работу в группе затонируем и покроем лаком.
Пластмассовый дом
Воспитатель. Из пластмассы делают много разных вещей. Вы посмотрите фильм, как на заводе делают пластиковую посуду. Потом вы сможете превратиться в конструкторов, исследовать детали и создать собственного робота из пластмассовых лего-деталей.
Из пластмассы делают много игрушек и игр. Перед вами мозаика. Соберите какую-нибудь картинку, а потом произойдет чудо! (Ребята собирают картинки из термомозаики. Потом идут вместе с воспитателем к столику с утюгом и проглаживают.) Вот ваша работа и готова.
Когда все дети закончат свои работы, воспитатель предлагает показать друзьям сделанные поделки, интересуется, что же ребята узнали в Городе Мастеров, понравилось ли им, хотят ли еще раз его посетить?
В заключении, воспитатель рассказывает, где находится Город Мастеров в Чебоксарах (на заливе) и предлагает детям посетить его вместе с родителями.