Цель: формировать у детей представление о ценности изделий прикладного искусства хохломы через музыку, изодеятельность.
Задачи:
Активизация словаря: хохлома, элемент росписи, изделие, кайма, расписывают, мастер, вытачивают.
Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома "Русское народное творчество", чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактические игры: "Найди элемент хохломской росписи на изделии", "Составь красивый узор и расскажи о нем", "Разрезные картинки".
Демонстрационный материал: хохломская посуда, таблицы: "Последовательность изготовления хохломских изделий", "Последовательность рисования хохломских узоров", карточки с элементами хохломской росписи, мольберт.
Раздаточный материал: деревянные тонированные ложки, кисточки № 2, подставки для кисточек, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, спички, зубочистки, гуашь (желтая, красная, зеленая, черная).
Дети под любую русскую народную мелодию входят в зал. Звучит песня-приветствие "Я здороваюсь везде". Садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие. О чем пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Сама не ест, а всех кормит. (ложка)
- А вот еще одна:
Если только заскучаю,
Стоит мне на них сыграть,
Сразу станет веселее,
Ножкам хочется плясать.
Подождите, ножки,
Пусть сыграют … (ложки)
- Так что же такое ложки: столовый прибор или музыкальный инструмент? (ответы детей)
- Вот такие они уникальные деревянные расписные ложки. То, что удобно есть деревянными ложками, хотя нам с вами и не привычно, не вызывает сомнения, они, в отличие от металлических, не обжигают губ, когда ешь горячую пищу.
- Попробуйте дома пользоваться деревянной ложкой, и вы в этом убедитесь.
- Знаете ли вы, как они звучат, и сумеете ли отличить их звучание от звучания других инструментов. Это я сейчас проверю.
Игра "Угадай, на чем играю"
Педагог использует инструменты, сходные с ложками: трещотку, колотушку, коробочку. Повторять нужно в различном чередовании, если дети слышат звучание ложек, они стучат кулачками, изображая игру на ложках.
Музыкальный руководитель:
Ложки мы сейчас возьмем
И играть на них начнем. (Дети на ложках озвучивают ритмические картинки)
Музыкальный руководитель: А сейчас ложки нам помогут в игре "Эхо". Наше эхо поселилось в джунглях, на необитаемом острове. Слушайте внимательно.
Дидактическая игра "Эхо"
Дети повторяют несложные ритмы на ложках за фонограммой.
Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите на эти ложки, нравятся они вам и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А в какой технике мы с вами будем расписывать наши ложки, вы сейчас догадаетесь сами.
Дидактическая игра "Разрезные картинки"
- Каждый возьмите по одной части, найдите по цвету "рубашки" остальные части и соберите картинку.
- Посмотрите и скажите, что вы видите на картинках? (Хохломские изделия)
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо – блюдо, да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама Золотая Хохлома!
- Поможет рассказать нам о хохломе эта мнемотаблица. Кто хочет начать рассказ?
1. Слово "хохлома" начинается с Х.
2. Родина хохломских изделий – село Хохлома.
3. Материал – древесина. (липа, береза, ольха)
- Жизнь такой вот деревянной ложки начиналась у ложкаря, мастера, изготавливающего ложки. Дело в том, что баклушей называли кусок дерева определенной величины. Вот такую баклушу ложкарь разрубал на столько кусков, сколько могло получиться ложек. Занятие это не требовало особого умения, старания, отсюда и пошло выражения "бить баклуши", то есть бездельничать, лодырничать.
4. Закаливают (запекают, сушат) изделия – в печке.
5. Используют цвета: красный, желтый, зеленый, черный. Золотой цвет получают путем покрытия серебристым по цвету аллюминевым порошком, после запекания серебристое казалось уже золотым и светилось.
6. Узоры – осочки, травинки, завитки, капельки, усики, криуль.
Дети называют элементы хохломской росписи, берут соответствующую карточку и ставят на полочку.
Дидактическая игра "Назови элемент"
- В хохломской росписи есть элемент осочка.
- В узорах хохломской росписи есть элемент травинка.
- В хохломских узорах рисуют усики.
- В хохломской росписи есть элемент завиток.
- Хохломские узоры украшают капельками.
- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными).
- В хохломской росписи рисуют цветочки.
- В хохломской росписи рисуют ягодки.
- А какой главный элемент в хохломской росписи? (Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор)
- Вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать.
- Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.
Дидактическая игра "Назови ласково"
Ягодка, малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, ежевичка, и т.д.
7. Изготавливают – игрушки, посуду, мебель, дощечки.
8. Применяет человек для игр, красоты.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка
Краски яркие горят,
Украшаем все подряд: ("пружинка" с поворотами туловища)
И посуду и столы. (кулак на кулак попеременно)
Это все из Хохломы! (руки в стороны)
Ох, Россия, ты Россия, ("пружинка", руки в стороны с поворотами)
В каждом граде терема. (руки вверх изображая "купол")
Всей земле на удивленье ("пружинка", вставая одну руку за голову вторую в сторону, ногу на пятку и наоборот)
Золотая Хохлома. (руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, а вы помните, что наши ложки не расписаны? (да)
- Тогда давайте сядем за столы и вспомним секреты росписи ложек.
- Давайте внимательно рассмотрим хохломские ложки.
- Каким узором украшены хохломские ложки? Где он расположен? (Ветка с ягодами, листьями, завитками и травинками; узор расположен по центру ложки)
- Почему хохломские мастера украшают ложки закругленной веточкой? (Потому что она соответствует округлой форме ложки)
- Чем украшен край ложки? (Каймой)
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в хохломских мастеров и расписать деревянные ложки. Вы готовы?
- У вас на столах лежат разные по цвету ложки: черные, красные, желтые. В зависимости от цвета ложек вы должны выбрать краски для рисования узора.
Дидактическое упражнение "Подбери нужный цвет"
Дети называют свои цвета ложки и выбранных красок.
- Сегодня вы будете рисовать узор с ягодами и листиками.
Педагог помещает перед детьми таблицу с изображением ягод, алгоритм изображения хохломских узоров на ложке округлой формы, показывает последовательность изображения узора:
1. В середине ложки рисуем слегка изогнутую завиток. (криуль)
2. На веточке изображаем ягодки: брусничка, смородинка, рябинка – рисуются специальной печаткой-тычком. (Воспитатель демонстрирует печатку-тычок); крыжовник, клубничка, малинка рисуются кистью, а по высохшей краске ягоды "разживляются" желтым цветом.
- Обратите внимание на форму выбранной ягоды, как она украшена (смородинка, рябинка и клубничка – точками; крыжовник – черточками, малинка – точками и тонкими дугами). Листья – простые и сложные (трилистники, пятилистники) и оживляем их прожилками.
3. В оставшихся незаполненными местах на ветке изображаем завитки и травку.
Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Хохлома да хохлома ("кулак" - "ребро")
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх)
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной! (соединяем пальцы по очереди с большим пальцем)
Нарисуем травку ("кулак" - "зайчик")
Солнечною краской (руки поднять вверх с растопыренными пальцами)
Ягоды рябинки
Краской цвета алого ("колечки")
Хохлома да хохлома ("кулак" - "ребро")
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх)
- А теперь мастера за работу вам пора. Начинаем рисовать наши ложки украшать.
- В ходе работы педагог задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом.
- Посмотрите на все работы, какая чудесная получилась у наших ребят посуда, яркая, красочная, праздничная. У каждого получился свой, неповторимый узор. Настоящие народные мастера!
В конце занятия дети оценивают работы. (самоанализ)
Воспитатель: Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?
- Где живут хохломские мастера? (за Волгой - рекой)
- Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду)
- Из чего делают эту посуду? (из дерева)
- Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки)
- Какие цвета используют в Хохломе? (желтый, красный, черный, и немного зеленого)
- Мы с вами еще будем знакомиться с элементами хохломской росписи. - А сегодня вы молодцы! Поработали на славу!