Цель: способствовать освоению детьми специфики северного прикладного искусства народного промысла Архангельской области.
Программное содержание:
Материалы: видео презентация "Мезенская роспись", игра "Составь узор", изделия мезенской росписи, фотоаппарат, компьютер, шаблоны разделочной доски на каждого ребенка, кисти, баночки с водой, краски.
Предварительная работа: знакомство с декоративно-прикладным искусством, беседа о разнообразии промыслов; познакомить с историей возникновения северного народного промысла "Мезенская роспись", дать понятие "ярмарка", чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассматривание изделий, элементов росписи Мезенской росписи, прорисовка отдельных элементов росписи.
Воспитатель: Ребята, на этой неделе мы с вами говорим о нашем Северном крае, Архангельской области. Мы знаем, что наш край богат красотой северной природы, достопримечательностями, известными людьми, но еще у нас очень яркие и разнообразные орнаменты и узоры, северные росписи, которыми славится наш край.
- Один из таких промыслов, мезенская роспись. У нее есть свои особенности и в цвете, и в элементах, и в исполнении. Мы с вами уже знакомились с Мезенской росписью и пробовали нарисовать ряд элементов узора. Как они называются? (ответы детей)
- Какие цвета использует мастер при выполнении рисунка Мезенской росписи?
- Какие предметы домашнего обихода могут быть расписаны Мезенской росписью и из какого материала они сделаны?
- Да, это могут быть прялки, разделочные доски, ложки, тарелки и т.д. и делали их из дерева, но чтобы они были особенно красивыми их расписывали росписями. Наши северные мастера использовали местную, мезенскую роспись. Давайте посмотрим и вспомним, что это за роспись.
Дети смотрят видео презентацию "Мезенская роспись", рассматривают изделия, в том числе разделочные доски, украшенные мезенской росписью. Воспитатель сопровождает кадры комментариями. Обращает внимание на элементы росписи, их цвет, размер, расположение и т.д.
После чего воспитатель предлагает попробовать стать мастером мезенской росписи и расписать свою разделочную доску. (через игру "Составь узор"). Дети делятся на пары, подходят к столу, где лежит набор элементов и украшают свою доску. Между собой договариваются, называют элементы, соблюдают последовательность, чередование и т.д. (то, что является спецификой данной росписи)
Воспитатель проходит вдоль столов, фотографирует полученные расписные доски и выводит картинки на экран телевизора. Дети смотрят варианты росписи разделочной доски, сделанные своими руками. Определяются с вариантом оформления своего изделия и готовят свое рабочее место, как настоящий мастер: краски, кисти, воду, шаблон доски и т.д. Предлагает занять места за столами и приступить к оформлению своей разделочной доски мезенской росписью.
- А теперь посмотрите на свои работы и скажите, какое настроение вызывает Ваша украшенная разделочная доска?! (Радостное, веселое)
- Да, такую доску можно подарить маме или бабушке. Мезенские узоры вызывают положительные эмоции, радость, наша роспись показывает красоту северного края и яркость красок.
- Вы отлично поработали! Молодцы!