Для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: продолжать знакомить детей с историей развития народной игрушки.
Задачи:
Предварительная работа:
Материал и оборудование: образцы мордовских народных игрушек, изготовленных из разных материалов (матрешки, куклы, свистульки, лошадки, Тавлинские сюжетные игрушки и т.д.), картинки и иллюстрации с изображением мордовских народных игрушек и народных мастеров, работающих над созданием игрушек.
Воспитатель: Раз – два – три – четыре – пять!
Становитесь вкруг опять.
Я улыбнусь вам, а вы мне и друг-другу
Мы спокойны и добры,
Мы приветливы и здоровы!
Сделайте глубокий вдох носом
И вдохните в себя свежесть, доброту и красоту
А выдохните через рот – обиды и огорчения.
Воспитатель: Эйкакшт, ютадо и озадо!
Дети, проходите и садитесь!
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста и скажите, что у меня на столе?
Дети: игрушки, горшок и т.д.
Воспитатель: Правильно вы сказали. А еще можно сказать, что это мордовские народные игрушки. Эти игрушки сделаны из разного материала. (Воспитатель показывает на свистульки, посуду, птиц, животных из глины)
- Из чего они сделаны?
Дети: Из глины. (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Что такое глина?
Дети: Это природный материал.
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Глиняные.
Воспитатель: Молодцы! На территории Мордовии глиняную игрушку делали в русских сёлах, где занимались гончарством. Они, как правила, не расписывались, а просто покрывались глазурью.
- Давайте поиграем "Назовите игрушку". (Дети перечисляют названия с показом)
- А вот эти игрушки (показывает на деревянные) сделаны мастерами Подлесной Тавлы.
Рассказ воспитателя: Тавлинская игрушка - это резная игрушка из неокрашенного дерева, изготавливаемая в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Центральное место в работах Тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни, присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов.
- А вот ещё одна разновидность деревянной игрушки - забавная птичка-свистулька, украшенная яркой росписью является музыкальной игрушкой.
- Для чего нужна такая игрушка? (Предполагаемые ответы: Чтобы она издавала свистящий звук; Чтобы играть на ней; Чтобы свистеть)
Задания:
- Покажите деревянную птичку-свистульку.
- Покажите, как она играет.
- А это, что за игрушка? (показывает на скалку)
Дети: Скалка (лаужо)
Воспитатель: Паро (хорошо). А для чего она нужна?
Дети: Чтобы раскатывать тесто.
Воспитатель: А если эти игрушки из дерева, то как скажем одним словом?
Дети: Деревянные.
Воспитатель: Послушаем прибаутку "Хоть я мал как шишечка". (Читает ребёнок, берет в руки скалку и шишечку)
Хоть я мал как шишечка,
Скалочкой побитый,
Как пойду я в баню
Умоюсь и попарюсь,
Всех белее буду!
Когда встану на ступу
Всех я выше буду!
Воспитатель: Давайте дети поиграем в игру "Тренер и дети".
- Мон тренеран. А тынь?
Дети: Эйкакшт.
Воспитатель: Отгадайте-ка мою загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Что такое матрешка?
Дети: Это игрушка.
Воспитатель: Почему матрешки одеты в мордовские костюмы?
Дети: Потому, что ее сделали мордовские мастера.
Рассказ воспитателя: В 70-е годы в Мордовии были открыты цеха по росписи матрешек на деревообрабатывающих комбинатах в Ардатовском, Ромодановском, Краснослободском, Темниковском и Теньгушевском районах. Во всех районах матрешек "одевали" в национальные костюмы, которые бытовали в данной деревне, селе, районе. В настоящее время в некоторых районах Мордовии жизнь игрушки-сувенира продолжается в авторском видении и исполнении.
Воспитатель: А у нас тоже есть девочки - матрешки. Сейчас они нам споют и спляшут.
"Мы мордовские матрешки"
Мы мордовские матрешки (кланяются)
Ладушки – ладушки (кружатся)
На ногах у нас сапожки (показывают на сапожки)
Ладушки – ладушки (кружатся)
Сарафаны наши белы (показывают на сарафан)
Ладушки – ладушки (кружатся)
В них мордовские узоры (показывают на узор)
Ладушки – ладушки (кружатся)
Мы кокошники надели (показывают на головной убор)
Ладушки – ладушки (кружатся)
И похожи словно сестры (переглядываются друг на друга)
Ладушки – ладушки. (кружатся)
Воспитатель: Кто из вас знает, что это за игрушки? (Воспитатель показывает на текстильные игрушки)
Дети: эти игрушки сделаны из ткани, ниток и др.
Воспитатель: Это текстильные игрушки.
- Во что они одеты?
Дети: В сарафаны, в мордовские платья и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Вам понравились игрушки?
Дети: Да, понравились.
Воспитатель: А еще что вам понравилось?
Дети:
- А мне понравилась матрешка;
- А мне понравилась свистулька;
- А мне понравилась кукла из ткани.
Воспитатель: И мы знаем, что эти игрушки сделаны мастерами нашей Мордовии. Эти игрушки трех видов: глиняные, деревянные, текстильные.
- Умнички! Прявушкат! Может быть кто-то из вас тоже станет мастером своего дела.