Конспект открытого интегрированного занятия на тему "Русская матрешка"

Для проведения в младшей группе.

Цель: формирование интереса к русской народной игрушке - матрешке, способствовать созданию ее выразительного образа.

Предварительная работа: рассматривание матрешек, чтение стихов о матрешках, слушание песен про матрешек.

Словарная работа: матрешка, платок, сарафан, нарядная, расписная, деревянная, румяная.

Образовательные области: "Художественное – эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Музыка".

Задачи:

  1. Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрешке).
  2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук.
  3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  4. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных действий.
  5. Продолжать развивать умение рисовать пластилином. Закреплять знание желтого и красного цветов. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, любовь к русской культуре.

Способы работы с детьми: сюрпризный момент, художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение "Красивые слова для матрешки", дидактические игры "Кто быстрее соберет матрешку", танец "Мы веселые матрешки", пальчиковая игра "Наши пальчики", беседа, индивидуальная работа, пластилинография.

Материалы: деревянные матрешки, набор разрезных картинок с матрешками, заготовки матрешек для пластилинографии на каждого ребенка, дощечки для пластилина, пластилин красного и желтого цвета ,салфетки, аудиозапись русских народных песен про матрешек.

Ход мероприятия

Ведущий: Ребята я рада видеть вас красивыми и веселыми. Вижу у вас хорошее настроение. А раз так, давайте поиграем в веселую игру - разминку.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть.
Ручками мы хлопнем, вот так, вот так.
Ножками мы топнем, вот так, вот так.
Ручками помашем, вот так, вот так.

Ножками попляшем, вот так, вот так.
Можем покружиться, вот так, вот так.
Можем поклониться, вот так, вот так.
Можем рассердиться, вот так, вот так.

Можем помириться, вот так, вот так.
Как вам в садике живется? Вот так, вот так. (садятся на стулья)

Ведущий: К нам придет, сегодня гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку
Девчонка деревянная,
Веселая, румяная.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)

Ведущий: Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришла матрешка
Под русскую народную мелодию (любую)
Появляется МАТРЕШКА с корзинкой.

Матрешка:
- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (Матрешка)
- А вы, знаете, откуда взялась матрешка? Хотите, я расскажу, как родилась матрешка?
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек.

"Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку.

Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке.

Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Воспитатель:
- Вот так ребята родилась матрешка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Ее не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей. Матрешку знают во всем мире. Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски.'

Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрешкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрешек.
- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Как ее сделали?

Дети: Вырезали из дерева матрешку, раскрасил красками, покрыли лаком.
Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрешку?
Дети: Разноцветными.
Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.
Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?
Дети: Да.
Ведущий: матрешка, а мы знаем стихи про тебя. Послушай, пожалуйста!

1 ребенок:
Ты Матрешка-сувенир.
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка,

2 ребенок:
Мастер выточил тебя.
Из куска березы.
До чего румяна ты,
Щеки, словно розы,

3 ребенок:
Матрешка на окошке.
Под ярким сарафаном.
Вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном,

4 ребенок:
Кукла матрешка – нарядна, красива.
Кукла матрешка – улыбка России.
Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрешками. А ты полюбуйся Матрешечка на наших крошек матрешек.

Физминутка

Танец "Мы матрешки вот такие крошки"

- Ой спасибо ребята за танец ваш, мне очень понравился! А я тоже для вас игры приготовила.
- Давайте поиграем в игру "Красивые слова для матрешки".
(Ребята встают в кружок и под музыку передают матрешку друг другу по кругу. Когда музыка остановилась, ребенок, в чьих руках оказалась игрушка, должен ответить на вопрос: Матрешка какая?

Дети называют слова (красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная). Если у кого-то из детей возникли трудности с выбором слова, другие ребята приходят на помощь).
- Большая матрешка предлагает вам игру "Кто быстрее соберет матрешку". (Часть детей собирает деревянные матрешки, а остальные собирают матрешек из разрезанных картинок (пазлы). По желанию ребята меняются местами).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько матрешек собрали!
Матрешка:
К вам пришла я не одна,
Вам подружек привела.
Невеселые матрешки.

Промокли по дорожке.
Плачут, слезы градом льют.
Наряд никак свой не вернут.
Что же делать? Как же быть?

Ведущий:
- Очень любят матрешки, разноцветные одежки.
Но подружки матрешки почему- то грустные, им хочется, чтоб их сарафаны были яркими и нарядными, а дождик смыл краски!
Ведущий: Ребята, как можно помочь матрешкам?

- Украсить матрешек, сделать разноцветными
- Не волнуйся ребята помогут твоим подружкам? А чтобы больше не было таких неприятностей рисовать мы будем пластилином.
Прежде чем начать расписывать матрешек, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

Дети садятся за стол с приготовленными заранее пластилином и шаблонами силуэтов матрешек. Объяснение способа рисования. От большого кусочка красного пластилина мы будем отрывать небольшие кусочки и примазывать их на сарафан. Также будем делать и с желтым пластилином, но приделывать его будем на платок. Маленькие кусочки красного пластилина можно приделать на щечки и ротик матрешки, тогда она будет еще красивее.

Помощь при необходимости. Рассматривание готовых матрешек. Составление хоровода - выставки.

Матрешка:
- Спасибо за помощь.
Я не просто так пришла
Вам угощенье принесла.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.

Ведущий и дети: благодарят матрешку за угощение.(Уходит)

Итог занятия

Ведущий: наши детки поиграли,
А теперь они устали.
Отдохнуть нам всем пора.
До свиданья! Пока!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!