Занятие по подготовке к обучению грамоте "Сказки домового Фени: осенняя история"

Программное содержание:

  • закреплять умение детей таршего дошкольного возраста проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки;
  • развивать детей делить слова на слоги;
  • учить называть слова с заданным звуком.

Оборудование и материалы: сундучок, игрушка домовенок Феня, наборы Фребеля № 1, 3, 8, 9, 10.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас здоровыми и в хорошем настроении.
- Предлагаю вам встать в дружный круг, чтобы поприветствовать друг друга.

Круг приветствия "Собрались все дети в круг"

- Дети, вы любите сказки? (Да, любим!)
- Предлагаю Вам очутиться в нашей волшебной сказке. Для этого каждому из вас необходимо взять один мячик из набора Фребеля № 1, определить, на какой звук начинается название цвета мячика.

Далее воспитатель предлагает детям поочереди назвать первый звук и, если, звук гласный – хлопнуть в ладоши, если согласный – топнуть ногой. Раздаются звуки волшебной музыки, на экране появляется из-за настольной ширмы появляется Домовой Феня с сундучком.

- Вижу настроение у домового Фени нынче хорошее, может, сундук со сказками откроет, мудростью давней порадует. (Открывает сундук и вынимает осенние листья, на которых предложены задания)

Основная часть

- Домовой путешествовал по крымскому лесу, любовался красками золотой осени.
- Шагая по лесным тропинкам, Феня слушал звуки леса (одновременно включается мелодия "Звуки леса"), которые он складывал в свой сундучок.
- В результате появилась осенняя сказка.

- Домовой очень торопился к вам в гости и по пути потерял слова из сказки. Поможем Фене найти потерянные слова? (ответы детей)
- Тогда слушайте внимательно.

- Наступила осень. Весь лес усыпан желтыми, шумящими под ногами листьями, которые от сырости постепенно буреют и чернеют. Дольше всех держатся крепкие листья дуба, но и они скоро опадут, раньше опадают листья….

- А каких деревьев, мы сейчас с вами узнаем, помогут нам в этом необычные палочки. (Воспитатель вынимает из сундучка короткие и длинные палочки набора № 8)

Дидактическое упражнение "Короткие и длинные слова"

Воспитатель: Я Вам предлагаю прослушать слово, состоящее из одного слога или нескольких слогов, ваша задача – определить "короткое" или "длинное слово" и с помощью палочек выложить слова. Короткая палочка – короткое слово, длинная палочка – длинное слово.

Слова: дуб, осина, береза, каштан, рябина, клен и т.д.

- А теперь посмотрите, пожалуйста, на схему и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Продолжаю рассказывать сказку. Медвежонок и Зайчонок очень любят играть и поэтому решили позвать в гости своих лесных друзей.
- А каких друзей позвали, сейчас вы узнаете. (Воспитатель вынимает из сундучка полукольца из набора № 9)

Дидактическое упражнение "Закончи слог"

- Сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово.
- Я каждому из вас положу половинку кольца и назову начало слова, а вы должны найти вторую половину и приложить к первой и сказать конец слова.

Слова: белка, лиса, барсук, кабан, бобер.

- Продолжаем. Наступило время обеда. Зайчонок, Медвежонок и их друзья разбежались по своим домам. Мамы ждали своих малышей и приготовили им вкусный обед: сварили суп и компот.

Игра "Хлопни-топни"

- Подойдите ко мне, я буду называть ряд звуков, если вы услышите звук "о" - хлопайте в ладоши, если звук "а" - топайте ножками.

Дидактическое упражнение "Продукты для супа и компота"

Воспитатель вынимает из сундучка фишки из набора № 10.
- Вспомним, из каких продуктов мамы готовят суп и компот. (фрукты и овощи)

- Перед вами 2 кастрюльки: для супа и компота.
- Я называю фрукт или овощ, вы поочереди определяете, с какого звука начинается слово, берете фишку соответственно звуку и кладете в кастрюльку.

Слова: картофель, груша, лук, слива, свекла, инжир, морковь, айва, капуста, клубника, кабачок, горох.

Воспитатель: Отведав горяченького супа и выпив компот, зверята вновь собрались на заветной полянке.
- Долго веселились, шумели и играли. На шум из-за деревьев вышла златовласая девушка. Кто же была эта девушка, вы узнаете, разгадав ребус. (Осень)

- Правильно, это была красавица Осень. Волшебница Осень очень любит наряжаться и попросила друзей сделать ей красивые бусы.
- Для этого нужно назвать осенние слова, в которых есть звук "о". Он может быть в начале слова, в середине, в конце.
- Зверята затрудняются выполнить задание. Давайте им поможем. (Воспитатель вынимает из сундучка ниточку и бусины из набора № J1)

Дидактическое упражнение "Звуковые бусы"

- С помощью нити и бусин из набора нужно придумать слово на осеннюю тематику со звуком "о", поочереди называть слово и нанизывать на нить.
- А потом Зайчонок, Бельчонок и Лисенок слушали рассказы красавицы Осени о том, что она делает в осенние месяцы.

- А когда наступает декабрь, красавица Осень передает свою волшебную палочку тетушке Зиме, зашифровывая послание.
- В этот раз Осень решила спрятать волшебную палочку под вечнозеленым деревом. Какое это дерево, вы мне сейчас скажете. (Сосна. Демонстрация картинки сосны)

- Подойдите ко мне, сядьте на стульчики. Я вам раздам мешочки, вы аккуратно положите на ладошку, поднесите к лицу, сделайте глубокий вдох и ощутите прекрасный аромат соснового дерева.
- Теперь нужно слово сосна зашифровать для Зимы.

Дидактическое упражнение "Шифровальщики"

Воспитатель: Нужно выложить звуковую схему слова (зашифровать его), используя красные и синие фишки из мозаики.
- Осень передала послание Зиме, попрощалась с друзьями и отправилась завершать свои осенние дела. А зверята поспешили домой.
- Домовой Феня отправляется дальше собирать сказки для вас в свой волшебный сундучок.

Рефлексия

(Рефлексия проводится с помощью набора № 3 "Куб")
- Ребята, что понравилось вам на занятии? (дети отвечают)

Размер:
17.84 Kb
Скачали:
11