Использование ребусов как средство активации познавательных способностей детей

Развитие познавательных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает его как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.

Исследования ученых (Ф.Н. Блехер, Л.Н. Мадышева, З.А. Михайлова, А.А. Столяр) показали, что игры-головоломки и игры-ребусы развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Что же такое ребус?

Ребус - (от лат. "rebus" – "при помощи вещей") представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу

Ребус - это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены с помощью рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочитать, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что означает.

Постепенное введение в деятельность детей простых загадок, способствует успешному освоению правил при решении более сложных ребусов. По сути дидактическая игра "Узнай сказку по картинке" является ребусом, и успешно используется в работе младшей группе детского сада.

Игра "Узнай сказку по картинке"Игра "Узнай сказку по картинке"

Знакомство с понятием "Ребус" и правилами решения, различных ребусов, происходит уже в старшем дошкольном возрасте. И теперь уже сам ребус может стать мотивацией к освоению детьми алфавита, чтения, цифр.

Ребусы с буквами и цифрамиРебусы с буквами и цифрами

Подобные игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины, способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, счетом.

Решение головоломок и ребусов отвечает интересам и потребностям дошкольников и при целенаправленной организации обучения может носить подлинно развивающий характер и влиять на формирование познавательной и творческой активности.

Более сложные ребусыБолее сложные ребусы

Ребусы развивают внимание и наблюдательность. Чтобы решить ребус, ребенку необходимо внимательно изучить изображение и текст, понять, какие буквы или слова зашифрованы. Это способствует развитию внимания и наблюдательности, которые также необходимы для успешного познания мира.

Ребусы развивают память. Чтобы запомнить ребус и его решение, ребенку необходимо приложить определенные усилия. Это способствует развитию памяти, которая является важной составляющей интеллектуальной деятельности.

Ребусы можно использовать в качестве дидактического материала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим миром можно предложить детям разгадать ребус, изображающий животное или растение.

Существует большое количество различных ребусов: ребусы с картинками; ребусы с запятыми; ребусы с буквами; ребусы с числами. Есть из чего выбрать, для решение определенных образовательных задач.

Использование ребусов в работе с дошкольниками позволяет сделать обучение более интересным и увлекательным, а также способствует более эффективному развитию познавательных способностей детей.

Таким образом, ребусы являются эффективным средством активации познавательных способностей дошкольников. Они способствуют развитию самостоятельности, творческого мышления, воображения, внимания, наблюдательности, памяти и речи.

Размер:
80.15 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: обмен опытом, детский сад