Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению
В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Использование игровых технологий на уроках русского языка:
Игровые формы на уроке русского языка:
На протяжении работы в начальных классах мы наблюдали, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Мы задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.
Перечитав много литературы, проанализировав свои уроки и пришли к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
В своей практике мы используем различные дидактические игры, направленные на развитие психологических составляющих творческой деятельности: гибкости ума, систематичности и последовательности мышления, диалектичности, ответственности за принятые решения:
Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, проводят игры в форме соревнования, вводя правила. Привлекая к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время. Главное надо дать возможность каждому ученику придумать свое, поощряя каждый новый вариант.
Использование творческой игры на уроках открывает простор детской фантазии, развивает речь детей, учит их сравнивать и анализировать, делать выводы. Интересны для детей и сюжетно-ролевые игры. Дети с большим восторгом встречают все новое, им самим предоставляется возможность фантазировать, развивать творческое воображение. Урок для них становится интересным и нескучным.
Казалось бы, сложные упражнения выполняются легко и непринужденно. Когда ребята играют роль, они пытаются, как актеры, "перевоплотиться", а не просто выразительно прочитать выученные слова. Подобные уроки всегда вызывают интерес у детей, все зависит от творчества педагога, его желания экспериментировать и творить.
Все эти игры и творческие задания помогают детям лучше запоминать учебный материал, развивают орфографическую зоркость. Слово "игра" звучит по – детски, но учатся дети по – взрослому. "Игра – это работа, в которой нет слов "надо" и "не надо" - считал Януш Корчак.