Использование игровых технологий на уроках русского языка

Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению

В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Использование игровых технологий на уроках русского языка:

  • помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала;
  • развивает познавательный интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • способствует обогащению словарного запаса;
  • расширяет кругозор;
  • воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Игровые формы на уроке русского языка:

  • Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
  • Лексико-фразеологические игры.
  • Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
  • Фонетические игры.
  • Кроссворды, чайнворды, ребусы.

На протяжении работы в начальных классах мы наблюдали, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Мы задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

Перечитав много литературы, проанализировав свои уроки и пришли к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
В своей практике мы используем различные дидактические игры, направленные на развитие психологических составляющих творческой деятельности: гибкости ума, систематичности и последовательности мышления, диалектичности, ответственности за принятые решения:

  • на группировку слов по общему признаку;
  • на составление слов из данных букв в ограниченное время;
  • на преобразование слов;
  • на нахождение связей между предметами и событиями;
  • на обозначение словами существенных признаков предмета.
  • выделение лишнего слова.

Игры по теме "Имя существительное"

  1. "Круглые очки". Назвать предметы, имеющие круглую форму.
  2. Назови два предмета, которые обладают тремя признаками: темный, тяжелый, шумный.
  3. Назови лишнее слово: ночь, печь, дочь, ключ, вещь.
  4. Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может летать, свистеть, петь…
  5. Составь как можно больше слов, используя буквы слова "библиотека".

Игры по теме "Имя прилагательное"

  1. Найди ошибки. На столе два яблока одно зеленое, другое кислое.
  2. Назови признаки, чем отличается карандаш от стола, что между ними общего.
  3. За одну минуту назови 10 близких (противоположных) по значению слов.
  4. Назови признаки, которые подойдут ко всем словам: вода, небо, платье.
  5. Составить словосочетания с прилагательным "чистый" (тетрадь, руки)

Игры по теме "Глагол"

  1. Назови все движения, из которых состоит действие "читать" (брать, открывать, переворачивать…)
  2. Выбрать пословицы аналогичные по смыслу. Что посеешь, то и пожнешь. Сытый голодного не разумеет. Как аукнется, так и откликнется. Что даешь, то и имеешь.
  3. Соедини пары слов при помощи предлога или падежа: летать – человек, крокодил – паровоз, прочитать – книга, бегать – улица. (Определи лишнее словосочетание)
  4. Если бы ты стал волшебником, какие бы действия ты совершал?
  5. Выбери наиболее подходящее слово. Объясни свой выбор. Медведи очень испугались и … (побежали, пошли, поплелись, помчались) в сторону)

Игры по теме "Предложение"

  1. Придумай предложение, у которого слова начинаются с указанных букв. З… в… м… с…
  2. Выбери причину, объясни выбор. Снег начал таять, потому что… (ярко светит солнце, подул южный ветер, началась весна, температура воздуха стала выше нуля)
  3. Составьте предложения, используя все три слова. (Бабушка, клоун, дворец; зеркало, разбойник, щенок)
  4. Измени предложение, используя фразеологическое сочетание. С этой работой наш друг попал в неудобное положение.

Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, проводят игры в форме соревнования, вводя правила. Привлекая к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время. Главное надо дать возможность каждому ученику придумать свое, поощряя каждый новый вариант.

Использование творческой игры на уроках открывает простор детской фантазии, развивает речь детей, учит их сравнивать и анализировать, делать выводы. Интересны для детей и сюжетно-ролевые игры. Дети с большим восторгом встречают все новое, им самим предоставляется возможность фантазировать, развивать творческое воображение. Урок для них становится интересным и нескучным.

Казалось бы, сложные упражнения выполняются легко и непринужденно. Когда ребята играют роль, они пытаются, как актеры, "перевоплотиться", а не просто выразительно прочитать выученные слова. Подобные уроки всегда вызывают интерес у детей, все зависит от творчества педагога, его желания экспериментировать и творить.

Все эти игры и творческие задания помогают детям лучше запоминать учебный материал, развивают орфографическую зоркость. Слово "игра" звучит по – детски, но учатся дети по – взрослому. "Игра – это работа, в которой нет слов "надо" и "не надо" - считал Януш Корчак.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!