Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры.
«Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». К.Гросс.
«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Януш Корчак.
«Игра – основной способ общения человека с возможным». Э.Финк.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т.Шацкий.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим… Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Большой энциклопедический словарь.
В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии.
Существует множество теорий происхождения игры как таковой: теория избытка нервных сил, компенсаторности; теория рекапитуляции и антиципации; теория духовного развития ребенка в игре; теория абсолютизации культурного значения игры и многие другие. Но все они подчеркивают важность и жизненную необходимость игры в становлении и развитии личности ребенка.
Игра выполняет ряд важнейших функций, среди которых можно выделить следующие:
1. эмоциональная;
2. диагностическая;
3. релаксационная;
4. компенсаторная;
5. коммуникативная;
6. функция самореализации;
7. социокультурная;
8. терапевтическая.
Основные слагаемые игры:
1. участник (участники);
2. правила игры;
3. игровой хронотоп (игровое пространство и игровое время);
4. сюжет игры;
5. игровой реквизит;
6. итог игры.
Классификация игр (основа – тип человеческой деятельности):
1. физические: двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения);
2. интеллектуальные (игры-манипуляции, игры-путешествия, предметные, конструкторские, компьютерные игры);
3. социальные (сюжетно-ролевые, деловые, комплексные).
Дидактические игры
Дидактические игры – это один из вариантов интеллектуальных игр, основанных на целенаправленном развитии и обогащении интеллекта, ориентированных на передачу информации и важных сведений о мире.
«Дидактическая игра – это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий». М.В.Кларин.
Основные признаки дидактической игры:
1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3. учебный материал используется в качестве средства игры;
4. успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Учебная игра обладает следующими чертами:
- преднамеренность;
- планируемость;
- наличие учебной цели;
- наличие предполагаемого результата.
В этом смысле есть очевидные трудности для осуществления игрового обучения: во-первых, необходимо соблюдать правило добровольности вхождения в учебную игру; во-вторых, учебная игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.
Ключевой характеристикой любой игры является ее двуплановость: одновременное существование реального и условного (собственно игрового) планов.
Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи.
Игровая – это задача, которую решает играющий в ходе игры, т.е. выполнение определенных игровых действий.
Учебная – это задача, которую ставит преподаватель.
Для детей учебные цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче.
Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре. Как правило, показателями игрового результата являются обоснованность и продуктивность принимаемых игровых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий, эрудиция, смекалка.
Учебная игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:
- мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых;
- компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни;
- способствует приобретению знаний;
- оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности;
- учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.
Условия эффективной организации дидактической игры (правила):
1. игровая деятельность должна быть мотивирована, т.е. учащиеся должны испытывать потребность в игре;
2. учебная игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников;
3. обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания; большую роль в этом играет учитель, ему необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья, самочувствие каждого из участников игры;
4. содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для участников, а игровое действие – завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность;
5. игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях; оно должно обеспечивать возможность учащимся принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.
Сущность педагогического влияния заключается не столько в непосредственном вмешательстве преподавателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре:
1. Участники должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе игрового сюжета. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.
2. Конструктивная основа любой игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели.
3. В основе многих дидактических игр лежит соперничество, идея состязания. Выигрывает тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется в этом случае конкурсностью, соревновательным характером игры.
4. Участники должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.
5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью.
6. Оборудование и оснащение игры необходимым реквизитом, предметами, игровыми атрибутами.
7. Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство.