Эссе о классике гуманной педагогики В. А. Сухомлинском

Долго думая и перебирая произведения великих классиков гуманной педагогики, я решила прочитать книгу Василия Александровича Сухомлинского "Сердце отдаю детям", само название этой книги уже доказательство того, что автор является духовным другом и наставником для детей.

В данном труде автор дает ценные советы не только учителям, но и родителям, в процессе воспитания их детей. Интересные, новые приемы и методы преподавания, которые можно использовать в начальном звене. Именно для учителей начальной школы судьба дарит шанс с каждым выпускам своих ребят, становится все моложе и ярче в душе, маленькие дети они ведь как ангелы, приходят в 1 класс с надеждой и верой во что то прекрасное.

А наша задача этот блеск и азарт в их глазах постоянно поддерживать, добрым словом, улыбкой, шуткой, похвалой. От нас постоянно требуют наглядности на урок. А чем сама природа не наглядность?

В своей книге В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталась равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. "

Сухомлинский Василий Александрович - советский педагогСухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами."

Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. Действительно сейчас, практически не встретишь учителя с детьми в парке, только на уроке физкультуры, и то учитель сам по себе, дети сами по себе. А учитель который интересно беседует со своими учениками, рассматривая гнездо птиц, стволы деревьев, растительность под ногами это большая редкость.

Автор дает значимость данного мероприятия для детей: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать.

Благодаря его книге, я начала задумываться, что я делаю большую ошибку в преподавании лишая детей похода в парк либо сквер. В моей практике такого еще не было. Может именно поэтому мои ученики пассивные и не очень активные на уроках познания мира, естествознания, о родной природе очень много тем по литературе и по самопознанию. Вспоминая свои личные походы с классом, урок краеведение с пожилым учителем, который рассказывал нам чудесные истории о нашем родном крае, мы ждали этого учителя в гости с большим нетерпением, так почему же я будучи учителям, сама этого не даю детям.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, сущность педагогической деятельности заключается в воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Любовь к детям – это основа педагогики. Воспитание и образование должны основываться на принципах гуманности и признания личности ребенка.

Сухомлинский отмечает огромное значение личности учителя в педагогической деятельности: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Но авторитет – это не беспрекословное послушание, формальное и авторитарное управление ребенком, по мнению Василия Александровича.

Быть авторитетом для ребенка значит найти точки соприкосновения как в учебе, так и за ее пределами. Сухомлинский говорит: «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то». Я полностью согласная с ним, так как без доверия не будет воспитания. Учитель должен дать детям счастье. А в чем заключается это счастье? Найти себя в жизни, развить свои способности, применить их в труде, быть творцом своей жизни, помогать другим. Учитель должен учить детей работать в дружном коллективе. Но и сам учитель должен быть не просто наставником, но и другом.

Школа – это вторая семья. На плечах родителей и учителей возложена тяжелая миссия – подготовить ребенка к взрослой жизни. Жалко, что многие учителя, ломая судьбы детей, не перестают работать в учебной сфере, досадно но тому пример служит разных учителей, которые своим словом и делом ранят душу маленького ребенка, а в среднем и в старшем звене уже начинают поднимать руку на ученика. Особенно учителя не любят шумных и по их мнению бездарных детей. А вот нет таких детей.

Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже

Автор: Асадова Валентина Анатольевна, учитель начальных классов
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом

<
Inna7777

16.07.2017, 18:25

Понравился многосторонний подход в расмотрении данной педагогической проблемы, так как разработка  дает ценные советы не только учителям, но и родителям, в процессе воспитания их детей. 
Добавить комментарий