Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, поступающих в I класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю.Л. Азарова и О.С. Газман.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
Функции игры как педагогического феномена
Развлекательная. Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.
Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».
Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Межнациональная коммуникация. Игры — национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.
Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
1. Подготовка игры:
2. Проведение игры:
3. Подведение итогов игры:
Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Модель учебного занятия по окружающему миру для II класса (автор учебника А. А. Плешаков).
Тема: «Невидимые нити в осеннем лесу».
Цель: создать условия для осмысления блока нового учебного материала средствами технологии игровой деятельности.
Цели: образовательная — дать представление о разнообразии грибов; научить выделять признаки предметов, сравнивать, проводить простые наблюдения; уметь работать с учебным текстом;
развивающая — способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения;
воспитательная — воспитать бережное отношение к природе.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: А. А. Плешакова «Окружающий мир». Учебник для II класса; А.А. Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов».
Дидактические материалы: письмо Землянички, иллюстрации травянистых растений, трехэтажные домики, иллюстрации растений.
Самодельные наглядные пособия: герои Шарик с Матроскиным; деревня Простоквашино; лес с грибами.
Игровой реквизит: два лукошка, муляжи грибов.
Карточки с творческим и проблемным заданиями для групп.
Игра «По грибы в Простоквашино».
Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мышление учащихся: превратить процесс изучения нового материала в процесс активной и интересной деятельности, самостоятельных открытий.
Правила игры. Учащиеся отправляются в гости в Простоквашино к Матроскину и Шарику собирать грибы.
Учитель — организатор деятельности управляет самостоятельной работой учащихся.
Учащиеся незнакомы с некоторыми видами грибов. Игровые действия состоят в том, чтобы без ошибок отвечать на вопросы учителя; выполнять задания для самостоятельной работы, активно и дисциплинированно действовать; развивать познавательный интерес и творческую деятельность.
Скачать полную версию материала