Работа с одаренными детьми на уроке английского языка в начальной школе

Проблема выявления одаренных детей и организации работы с ними на уроке английского языка становится все более актуальной в связи с введением образовательных стандартов, ориентированных на развитие личности ребенка.

Уже на ранних этапах обучения в школе у учащихся начинают проявляться признаки одаренности. При выявлении одаренных детей необходимо принимать во внимание не только те способности, которые уже проявились, но и те, которые только могут проявиться.

Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти и логического мышления. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Важно вовремя их распознать и постараться организовать деятельность учащихся так, чтобы способствовать дальнейшему развитию способностей.

По нашему мнению, работа с одаренными детьми при изучении английского языка может быть организована в трех направлениях:

  1. Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, экскурсии, ролевые игры, интегрированные уроки;
  2. Внеклассная работа - предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, творческие домашние задания;
  3. Система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся.

На наш взгляд, создание условий для развития личности в обучении английскому языку происходит главным образом на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом

Урок является основой для работы с одаренными детьми. Можно выделить четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

Все эти подходы подразумевают введение таких нестандартных форм урока, как дифференцированная работа, ролевая игра и создание проектов, а также возможно проведение уроков-экскурсий, организация уроков с применением ИКТ и интегрированных уроков. Такое разнообразие деятельности позволяет стимулировать и поддерживать интерес к предмету, а также способствует развитию познавательной деятельности учащихся.

Большое внимание необходимо уделить совместной работе на уроке. Командные и групповые задания не только способствуют сплочению коллектива через совместное преодоление трудностей, но и создают более дружескую обстановку и стимулируют общение на английском языке. Предварительно оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Такая организация деятельности позволяет учащимся раскрыть себя в меру своих возможностей и способностей, а также дает возможность поучиться у других.

Особое место на уроке английского языка в начальной школе занимает ролевая игра, которая способствует не только выявлению одаренных детей, но и развитию их способностей. Для учащихся, ролевая игра – это деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. С точки зрения учителя, это ненавязчивая, но эффективная форма обучения.

Данный вид игр позволяет не только с легкостью заинтересовать и мотивировать младших школьников на изучение темы, но и способствует быстрому и эффективному закреплению языкового материала. Ролевые игры дают учащимся возможность использовать уже имеющиеся у них знания, опыт и навыки общения в разных ситуациях. Кроме того, сам процесс игры создает благоприятный психологический климат и атмосферу энтузиазма на уроке. Благодаря этому даже ребенок с заниженной самооценкой способен продемонстрировать свои таланты и способности.

Неотъемлемой частью работы с одаренными детьми является проектная деятельность. При подготовке проекта ученик примеряет на себя роль исследователя, находящегося в поисках сокрытого знания. Сам процесс поиска расширяет кругозор ученика и делает учебный процесс для младшего школьника более интересным и увлекательным, позволяет проявить смекалку, творчество и нестандартность мышления.

В ходе защиты проекта ученик выступает уже в качестве эксперта, что помогает повысить его самооценку. Проектная деятельность позволяет сочетать в себе индивидуальные, парные и групповые формы работы. Выбирая ту или иную форму, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Также, чтобы сформировать достаточный уровень заинтересованности учащихся, темы проектов должны соответствовать их интересам и быть связанны с жизненным опытом детей.

Таким образом, работа с одаренными детьми начинается уже в начальных классах и требует от учителя высокого уровня компетентности не только в рамках своего предмета, но и в области психологии и педагогики. При создании условий для развития способностей одаренных детей и детей с признаками одаренности, необходимо тесное сотрудничество педагога с другими учителями и родителями.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!