Использование метода проектов на уроках эстетического цикла

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее эффективным является метод проектов.

Преимущества метода проектов:

  • дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
  • развивает коммуникативность;
  • применим в любой предметной деятельности;
  • может выполняться учащимися с разными способностями;
  • дает возможность сочетать разные виды деятельности.

ФГОС определяет включение проектной деятельности в рабочие программы по изобразительному искусству, музыке, технологии, рекомендуя учителям самостоятельно вводить проекты в учебный процесс, учитывая специфику предмета, интересы школьников и возможности образовательного учреждения. ФГОС также определяет организацию внеурочной деятельности, которая позволяет решать проблемы эстетического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, расширяя и углубляя знания школьников по истории родного края, художественно-культурным традициям региона.

Таким образом, реализацию проектной деятельности по предметам изобразительное искусство, музыка, технология можно осуществлять как в урочной, так и внеурочной форме. Специфика образовательной области "изобразительное искусство и художественный труд" позволяет решить поставленные цели и развивать познавательную активность школьников, в результате педагогического поиска, был сделан вывод: технология метода проектов - достаточно эффективна.

Внедрение данной технологии в учебный процесс позволяет формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. Выполняя творческие проекты, учащиеся лучше и быстрее овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии.

Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Метод проектов - это инструмент для решения следующих задач:

  • повышение интереса к предмету;
  • повышение мотивации к обучению, активизация познавательной и творческой активности;
  • формирование механизма самореализации личности.

Исследования в проекте помогают ребенку проявить его личностные качества, умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданиях, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, находить нестандартные решения, разрешать противоречия и не бояться трудностей. А самое главное, в ходе работы над проектом ребенок открывает в себе скрытые возможности, повышается его самооценка и мотивация к обучению.

В работе над проектом высока и роль учителя. Учителю необходимо определить ряд задач, которые ученик в процессе должен решить, а так же определить цель.

Цели проектной деятельности:

  • повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  • развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  • развитие исследовательских умений.

Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника.

Проект как творческий процесс имеет шесть составляющих:

  • проблема (выбор и обоснование темы);
  • проектирование (планирование предстоящей работы);
  • поиск информации (самостоятельная работа учащихся);
  • продукт (работа над созданием творческого изделия);
  • папка проекта (оформление информации о проекте);
  • презентация (представление и защита проекта).

Работа над художественно-творческим проектом направлена на разрешение конкретной социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самой творческой работы, с определения вида продукта и формы его презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, его по этапность и последовательность.

Следует учитывать, что некоторые творческие проекты не могут быть сразу спланированы от начала до конца, поэтому время и очередность этапов изготовления конечного продукта могут варьироваться. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

Продуктом проектной деятельности в рамках предмета ИЗО могут быть рисунки, тематические альбомы, макеты, мультимедийные альбомы, плакаты, костюмы, маски, слайд – фильмы, видео сюжеты и др.

В своей работе я, как учитель ИЗО, выбор темы будущего проекта оставляю за учеником. Ребенок выполняет проект в той технике, которую он уже освоил на 100%, а проектная работа по этой теме помогает ему узнать исторические сведения о происхождении данной техники, а так же о новых видах и направлениях в этой области, а также дает возможность в процессе выступления заинтересовать зрителя. Все темы, предлагаемые в качестве "проектных", должны быть посильны пониманию ребенка.

Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или всего на несколько часов

В процессе творческой работы необходимо создавать ситуацию успеха, которая в свою очередь принесет положительную динамику качества знаний учащихся, способствует развитию интереса к изучению предмета и повысит стимул работы. Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования.'

Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся.

Учитель музыки предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ученика, для решения которой необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести на уроках, и подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска.

В проектных заданиях на уроках музыки применяются следующие виды проектов:

  • исследовательские: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающим научным исследованием;
  • творческие: учащиеся проектируют, ищут информацию и импровизируют, а затем оформляют в виде сочинения, видеофильма, драматизации, программы праздника, репортажа и др.;
  • ролевые, игровые (с элементами творческих игр, когда учащиеся входят в образ персонажей музыкальных сказок и решают поставленные по своему проблему);
  • ознакомительно-ориентировочные (учащиеся собирают информацию о современных музыкальных направлениях, музыкальных коллективах и композиторах и др.).

Организация проектной музыкально-творческой деятельности со школьниками позволяет повысить эффективность музыкального образования. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI веке, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

На уроках технологии девочки выполняют четыре проекта за год по разделам "Художественные ремесла", "Кулинария", "Создание изделий из текстильных материалов", "Технологии домашнего хозяйства". Темы проектов тоже выбирают учащиеся, но мы обсуждаем вместе возможность выполнения этих проектов. По кулинарии и технологии домашнего хозяйства можно выполнять небольшие проекты в рамках одного или двух уроков, при этом ученицы могут работать и в парах, и в группах.

А создание изделий из текстильных материалов (чаще, это пошив одежды, мягких игрушек или работа в лоскутной технике) и декоративно-прикладное творчество требуют больших усилий и затрат времени, поэтому времени на их выполнение нужно больше. Работу над этими проектами помогает организовать учитель, а иногда и родители.

Творческие проекты вызывают наибольший интерес у обучающихся, их выполнение позволяет развивать не только творческие навыки, самостоятельность, любовь к труду, но и эстетический вкус и аккуратность.

Вывод

В ходе работы с применением метода проектов отмечено значение проектного метода для развития творческого процесса на уроках эстетического цикла. Мы считаем, что практика применения проектной технологии на уроках эстетического цикла вполне оправданна и эффективна. Применение метода проекта позволяет создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, обобщение)
  • развивают системное мышление, дух соревнования, единения, активность.

Ввиду приведенных выводов можно заключить, что организация проектного метода на уроках изобразительного искусства является значительным фактором, влияющим на формирование учебных навыков обучающихся средней школы. Потому, выводы, представленные в работе, могут иметь практическое использование учителями эстетического цикла.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом