Речевое занятие по обучению грамоте "Путешествие в страну звуков"

Цель занятия: осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов.

Программное содержание:

  • закрепить правильное произношение гласных звуков детьми средней группы;
  • развивать моторику артикуляционного аппарата;
  • продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение словосочетаний;
  • развивать фонематический слух; различать на слух слова, начинающиеся и заканчивающие на определенный гласный звук: а, у, и, о.

Предварительная работа:

  • совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать его дыхательную систему, через артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения;
  • познакомить ребенка с термином "слово";
  • развитие фонематического слуха;
  • знакомство с определением "гласные звуки";
  • подвижные и полевые игры на формирование взаимодействию ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе деятельности.

Демонстрационный материал: игрушка Мишка, обручи, игровое поле для дидактической игры "Заполни игровое поле".

Раздаточный материал: разрезные пазлы на заданный звук (А, О, У, И), картинки с изображением предметов (слов с разной протяженности: короткие и длинные слова)

Ход занятия

- Дети к нам сегодня в гости пришел мишка и предлагает поехать в страну звуков. Давайте, мы с вами отправимся в путешествие.
- А на каком транспорте мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Машут вслед листвою крона,
А за ним бегут вагоны.
Весело под стук колес.
Мчит по рельсам… (паровоз)

- Проходите в вагончики, присаживайтесь. А чтобы нам было не скучно давайте поиграем. (проводится нейрогимнастика)

Игра "Кулак – ребро – ладонь"

Дети выполняют задание воспитателя, который произносит словесные команды "кулак – ребро – ладонь" сначала выполняют задание в медленном, среднем, быстром темпе.
- А сейчас, "гимнастика для язычка". Воспитатель показывает детям схемы геометрических фигур, которые обозначают определенный звук.
- Дети узнают схему звука и без звука произносят.

Дидактическая игра "Собери пазлы на заданный звук"

Воспитатель обращает внимание на лежащие геометрические фигуры на столах, спросить у детей, какой звук обозначает их фигура?
- Дети сейчас вам нужно выбрать картинки с первым звуком в слове.
- Если вы правильно выполните задание, найдете картинку с заданным звуком, то у вас сложится пазл.

Воспитатель после выполнения задания приглашает детей выйти на полянку и занять домик (обруч) со своим звуком.

Игра "Повтори фразу"

- Сейчас я буду произносить фразы, а вы повторять все вместе. (по подгруппам)

Ча-ча-ча; ча-ча-ча в комнате горит свеча.
- Какой вы слышите звук? (аааааааа)
- Произнесите его.

Затем дети произносят этот звук по заданию педагога: долго-долго, коротко и быстро, радостно и звонко, тихо и грустно.
Чу-чу-чу; чу-чу-чу
Молоточком я стучу. (Работаем по аналогии)

Чо-чо-чо; чо-чо-чо болит плечо. (со звуком - О, У, И)
Чи-чи-чи; чи-чи-чи очень нам нужны мячи.
- А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру...

Игра "Букварь"

Дети встают в круг, в середине "букварь". Дети идут по кругу, взявшись за руки и хором произносят слова:
Эй, букварь, эй, букварь!
Слово быстро называй.

"Букварь" произносит слова, в которых первый или последний звук гласный (А, О, И, У), а дети выполняют задание, если звук первый - то хлопают в ладоши, если гласный звук последний, то топают: аист, ослик, пшено, удав, сапоги, шоу, мячи, мука, усы, бревно…)

Дидактическая игра "Заполни игровое поле"

Для игры нужно игровое поле в клеточку, где нарисованы линии длинные и короткие. Рядом лежат картинки с изображением предметов с разной протяженности слов (длинные и короткие слова).

Дети выбирают картинку, определяют самостоятельно протяженность слова и находят место картинки на игровом поле. (длинное слово длинная полоска, короткое слово – короткая полоска). Затем все вместе проверяем.

Воспитатель обращает внимание детей, что время уже много и надо быстро возвращаться в группу. А чтобы быстро добраться до группы предлагаю полететь на самолете. Расправляйте руки "крылья" и летим в группу, произнося звук У.

Когда дети возвратились в группу, обращает воспитатель внимание на мишку, которого забыли взять с собой. Мишка грустный, вам, наверное, было интересно? А расскажите мне, что вы там делали, и задает вопросы детям.

- Я не знаю, что обозначают эти геометрические формы? (они обозначают разные звуки, назовите их)
- А как назвать эти звуки, одним словом? (гласные)
- Что такое гласные?

Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стал я умней.

Гласные – это звуки, которые произносятся голосом, свободно, без препятствия, они поются, и обозначаем их красным цветом

- А что это за полоски разной длины? (они обозначают, длину слов, они бывают длинные и короткие)
- А названный звук может находиться в слове где? (он может быть первым, или последним в слове)
- Спасибо, вам дети, что все мне рассказали.

Размер:
73.82 Kb
Скачали:
11