Задачи занятия:
Оборудование: цветные и простой карандаши, схема-профиль звуков Р, Л; карточка - букв Р, Л; предметные картинки; прописи.
Игра "Закончи слово звуком Р или Л"
Ша…, уго…, жа…, пожа…, ме…, го…, со…, крокоди…, журна…, тиг…, осе…
- Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Дайте характеристику звуков [Р], [Л].
- Чем похожи эти звуки?
- Чем отличаются эти звуки?
Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ро-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.
Оль-оль-оль - мы купили соль.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.
Игра "Хлопни-топни"
На звук Р - топаем, на Л - хлопаем.
Тротуар, колокол, трансформатор, термометр, полотенце, инструменты, транспорт, физкультура, конструктор, клавиши, лавина, рыбак, ластик, молоко, брат, платье.
Игра "Подари картинки Роме и Ладе"
Используются игрушки-куклы девочки и мальчика или картинки. На панно выставлены картинки на звуки Р и Л (в начале, середине и конце слова), дети отбирают картинки со звуком Р или звуком Л.
Выбирая картинку, дарят ее, проговаривая по образцу, в это время логопед демонстрирует цифру от 1-5:
Я подарил РОМЕ две ручки.
Я подарила ЛАДЕ пять лопат и т.д.
Задание № 1
- Назовите картинки: туфли, ложка, кроссовки, пирамида.
Напечатайте в клетках букву Л или Р. Поделите слова на слоги и начертите их слоговые схемы.
Задание № 2
- Назовите картинку. (крыло)
- Раскрасьте звуковую схему слов.
- Определите куда падает ударение?
Дети встают парами. Один ребенок из пары выполняет любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключают голову, язык и т.д.
Второй ребенок из пары превращается в его отражение. Его задача – повторять все движения как в зеркале. Для большей заинтересованности детей, можно поменяться ролями.
Логопед уточняет понятие "Звук" - все, что мы слышим, и произносим и "Буква" – это знак, которой обозначается звук.
Повторить:
Мы звук произносим и слышим,
А букву мы видим и пишем!
Показ букв: Р, Л.
- Из скольких элементов состоит?
Прорисовывание буквы в воздухе.
Игровая деятельность "Измени слово"
– Вставьте, после первого звука, звук [Р].
КОТ - … СОК - … МАК - …
БАК - … КОШКА - … ТОН - …
БИТВА - … ПУД - … БОДЯГА - …
- Вставьте, после первого звука, звук [Л].
ГАЗ - … БОК - … ПАН - …
ПОТ - … СОН - … КУБ - …
"Договори слово"
– Добавьте слог –лы или –ры, чтобы слово звучало правильно.
ШКО … КОВ … ШКУ …
КОЗ … СКУ … УЗ …
СКА … ЗАБО... ПОМИДО…
СТО… ТРЕНЕ… БОКА…
Разгадывание филворда
- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?
- Какие они? Почему этот звук согласный?
- Какой буквой на письме обозначается?
Положительная оценка деятельности детей.