Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте "Дифференциация звуков Р-Л"

Задачи занятия:

  • закрепить навыки детей подготовительной логопедической групп различения и четкого произношения звуков [Р-Л] в словах, фразах;
  • развивать у детей фонематические процессы (слух, восприятие, представления);
  • закреплять навык чтения слогов, слов;
  • закреплять графический образ букв; учить печатать букву Р, Л;
  • закреплять умение согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: цветные и простой карандаши, схема-профиль звуков Р, Л; карточка - букв Р, Л; предметные картинки; прописи.

Ход занятия

Организационный момент

Игра "Закончи слово звуком Р или Л"

Ша…, уго…, жа…, пожа…, ме…, го…, со…, крокоди…, журна…, тиг…, осе…

Тема занятия

- Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Дайте характеристику звуков [Р], [Л].
- Чем похожи эти звуки?
- Чем отличаются эти звуки?

Речевая зарядка

Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ро-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.

Оль-оль-оль - мы купили соль.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.

Игра "Хлопни-топни"

На звук Р - топаем, на Л - хлопаем.
Тротуар, колокол, трансформатор, термометр, полотенце, инструменты, транспорт, физкультура, конструктор, клавиши, лавина, рыбак, ластик, молоко, брат, платье.

Игра "Подари картинки Роме и Ладе"

Используются игрушки-куклы девочки и мальчика или картинки. На панно выставлены картинки на звуки Р и Л (в начале, середине и конце слова), дети отбирают картинки со звуком Р или звуком Л.

Выбирая картинку, дарят ее, проговаривая по образцу, в это время логопед демонстрирует цифру от 1-5:
Я подарил РОМЕ две ручки.
Я подарила ЛАДЕ пять лопат и т.д.

Работа в тетради

Задание № 1
- Назовите картинки: туфли, ложка, кроссовки, пирамида.
Напечатайте в клетках букву Л или Р. Поделите слова на слоги и начертите их слоговые схемы.

Задание № 2
- Назовите картинку. (крыло)
- Раскрасьте звуковую схему слов.
- Определите куда падает ударение?

Физкультминутка "Зеркало"

Дети встают парами. Один ребенок из пары выполняет любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключают голову, язык и т.д.
Второй ребенок из пары превращается в его отражение. Его задача – повторять все движения как в зеркале. Для большей заинтересованности детей, можно поменяться ролями.

Знакомство с буквой

Логопед уточняет понятие "Звук" - все, что мы слышим, и произносим и "Буква" – это знак, которой обозначается звук.

Повторить:
Мы звук произносим и слышим,
А букву мы видим и пишем!

Показ букв: Р, Л.
- Из скольких элементов состоит?
Прорисовывание буквы в воздухе.

Игровая деятельность "Измени слово"

– Вставьте, после первого звука, звук [Р].
КОТ - …    СОК - …    МАК - …
БАК - …    КОШКА - …    ТОН - …
БИТВА - … ПУД - … БОДЯГА - …

- Вставьте, после первого звука, звук [Л].
ГАЗ - …    БОК - …    ПАН - …
ПОТ - …    СОН - …    КУБ - …

"Договори слово"

– Добавьте слог –лы или –ры, чтобы слово звучало правильно.

ШКО …    КОВ …    ШКУ …
КОЗ …    СКУ …    УЗ …
СКА …    ЗАБО...    ПОМИДО…
СТО…    ТРЕНЕ…   БОКА…

Разгадывание филворда

Итог занятия

- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?
- Какие они? Почему этот звук согласный?
- Какой буквой на письме обозначается?

Положительная оценка деятельности детей.

Размер:
31.09 Kb
Скачали:
5