Обучение грамоте 1 класс: Звуки [р], [р’], буквы Р, р. Закрепление

Цели деятельности учителя: закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.

Планируемые результаты

Предметные:
- продолжают формировать умение соотносить конкретные предложения с графической моделью текста;
- формировать навык чтения.

Личностные: cмыслообразование и нравственно-этическая ориентация (действие интриги).

Тип урока: закрепление.

Оборудование: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, программа ПНШ, презентация.

Ход урока

Этап, метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Организационный момент

Словесн.: приветствие

Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Присаживайтесь.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать. (слайд)

Мотивационный

Практич: артикуляционное упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич.: чтение и языковой анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич: чтение слов

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний.

- Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку.

- Обратите внимание на слайд, читаем все вместе вслух. (слайд)

Ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа… (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть…(нора).
Ре-ре-ре – носим воду мы в… (ведре).

- Какие звуки встретились? (Встретились два звука [р] и [р’]) (слайд)

- Ребята, найдите потерянную букву.

- Кто желает прочитать четверостишье? (слайд)

Воробьишка поскакал – 
Где-то кошки (крошки) отыскал.
Он одну сейчас же съел,
Остальные не успел.

(слайд)

– Ребята, а какие звуки обозначает буква «р» (эр)? (Буква «р» (эр) обозначает звук [р] и [р’]) (слайд)

- Давайте дадим букве «р» (эр) характеристику. (Характеристика: звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий).(слайд)
– Сегодня на уроке мы закрепим чтение слов с буквой «р». (Тема урока: Звуки [р], [р’], буквы Р,р. Закрепление. (слайд)

- Цель урока: продолжать учиться читать слова и предложения с буквой Р. (слайд)
– Обратите внимание на слайд. В каких словах мы слышим звуки [р], [р’]?

- Давайте хором прочитаем слова, которые даны на слайде. (Последовательное чтение). (слайд)

рама [р]

рис [р’]

гриб [р’]

строка [р]

- Ребята, а теперь прочитайте те слова где звук будет [р]. (Слова: рама, строка). Выборочное чтение. (слайд)

- Как узнали, что здесь твердый согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоят гласные буквы а и о. А эти гласные обозначают твердость согласных звуков).

- А теперь прочитайте слова где звук [р’]. (Слова: рис, гриб) (слайд)

- Как вы узнали, что здесь мягкий согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоит гласная и. А эта гласная обозначает мягкость согласных звуков).

– Какие буквы указывают, что согласный произносится мягко? (Гласные буквы показывают, что согласный произносится мягко. Такие буквы как: И, Е) (слайд)

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: чтение слогов и слов по учебнику.

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

Словесн.:

объяснение значение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич.:

анализ и чтение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич.:

анализ и чтение слов

 

 

 

Практич.:

анализ и чтение слов

 

 

 

Динамическая пауза

Практич.: повторяют движения

- Ребята, открываем азбуку на странице 34. Давайте прочитаем слоги и слова. –

1. Последовательное чтение по цепочке.

- Читаем по очереди и по одной строчке. Начинаем с первого ряда.

После прочтения первой строчки идет объяснение нового слова.

- Какое новое слово встретилось вам, прочитав первую строчку? (Слово: мрамор) (слайд)

М р а м о р – кристаллическая горная порода, употребляемая преимущественно для скульптурных и архитектурных работ. (слайд)

После прочтения последней строчки идет объяснение нового слова.

- Какое новое слово встретилось вам, прочитав последнюю строчку? (Слово: налим) (слайд)

Н а л и м – хищная пресноводная рыба. (слайд)

2. Выборочное чтение.

– Прочитайте слова, которые всегда нужно писать с заглавной буквы. (Слова: Рина, Арина, Ирина, Роман).(слайд)
– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы? (Потому что это имена собственные. А имена собственные пишутся всегда с заглавной буквы).
- У вас на столах лежат фишки – звуки.

– Сейчас вы должны составить схему для слова мрамор.

На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей.

- Проверяем схему к слову мрамор.

Анализ слова: (слайд)

1) Слоги.

2) Ударение.

3) Характеристика звуков.

- Теперь нужно дать характеристику звуков в слове мрамор. (слайд)

1) Мрамор – два слога.

2) Ударение падает на первый слог.

3) [м] – согласный, звонкий, твердый,

[р] – согласный, звонкий, твердый,

[а] – гласный, ударный,

[м] – согласный, звонкий, твердый,

[о] – гласный, безударный,

[р] – согласный, звонкий, твердый.

- Сейчас составляем схему для слова Арина. (слайд)

- А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет.

- Сейчас вы должны составить схему для слова Роман.

На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей.

- Проверяем схему к слову Роман. (слайд)

- Теперь нужно дать характеристику звуков в слове Роман. (слайд)

1) Роман – два слога.

2) Ударение падает на второй слог.

3) [р] – согласный, звонкий, твердый,

[о] – гласный, безударный,

[м] – согласный, звонкий, твердый,

[а] – гласный, ударный,

[н] – согласный, звонкий, твердый.

- Сейчас составляем схему для слова налим. (слайд)

- А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет.

– Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р]. (Слова в которых буква «р» обозначает звук [р] такие: мрамор, Роман, нарыла).
– Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р’]. (Слова в которых буква «р» обозначает звук [р’] такие: Рина, Арина, Ирина).
– Прочитайте слова, которые состоят из одного слога. (Слово: лил)
– Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов. (Такие слова как: мрамор, Рина, Роман, лила, налим)
– Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов. (Такие слова как: Арина, Ирина, налила, нарыла).
– Прочитайте слова-предметы. (Слово: мрамор)
– Прочитайте слова-действия. (Такие слова как: лила, налила, нарыла).

Видеофрагмент

Решение частных задач

Практ.:

составление предложений

 

 

Практ.:

соотнесение предложений со схемами

 

 

 

Практ.:

составление предложений

 

 

 

Практ.:

соотнесение предложений со схемами

 

 

 

 

 

Практ.:

Работа с текстом

 

  

 

 

 

Динамическая пауза

Практич.: повторяют движения

Практ.:

работа по учебнику

 

 

 

Практич.:

анализ слов

 

 

Практич.:

анализ слов 

– Ребята, рассмотрите иллюстрации в учебнике.
– Давайте составим предложения по каждой иллюстрации, и вы запишете схему-модель по каждому предложению к себе в тетрадку.

- Что изображено на первой иллюстрации? (На первой иллюстрации изображено как Маша налила Мише воды в кружку).

На слайде изображены схемы-моделей, учащимся нужно выбрать ту, которая подходит под данное предложение.

- Так какая же схема-модель подходит к этому предложению?

(Маша налила воды Мише в кружку). (слайд)

- Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы).

- Что изображено на второй иллюстрации? (На второй иллюстрации изображено как Миша моет посуду).

схема Миша моет посуду

 

- Так какая же схема-модель подходит к этому предложению?

(Миша моет посуду). (слайд)

- Почему в данной схеме есть полоска? (Потому что присутствует имя собственное, которое пишется с заглавной буквы).

- Что изображено на третьей иллюстрации? (На третьей иллюстрации изображено как мама купает Ирину).

- Так какая же схема-модель подходит к этому предложению?

(Мама купает Ирину). (слайд)

схема Мама купает Ирину

 

- Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы).

– Ребята, кто прочитает в учебнике на странице 34 первое предложение.
- Кто прочитает второе предложение?

- Кто прочитает третье предложение?

- Какого слова не хватает в последнем предложении? (Слово: руки). (слайд)

– Сравните данные предложения. Чем они похожи(В каждом предложении три слова.)
– Обратите внимание на слайд. На слайде дана схема.

- Вы должны внимательно прочитать ещё раз все три предложения и найти то предложение, к которому подходит данная схема.

К данной схеме подходит первое предложение: У Арины мыло.

схема У Арины мыло

 

(слайд)

Видеофрагмент.

Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.

- Читаем по цепочке данные пары слов. Начинаем с третьего ряда.

- Какими звуками отличается первая пара слов? (Первая пара слов отличается звуками [л] и [р]).

- Какими звуками отличается вторая пара слов? (Вторая пара слов отличается звуками [л] и [р]).

- Какими звуками отличается третья пара слов? (Третья пара слов отличается звуками [о] и [а]).

- Какими звуками отличается четвертая пара слов? (Четвертая пара слов отличается звуками [р] и [л]).

- Какими звуками отличается пятая пара слов? (Пятая пара слов отличается звуками [м] и [м’], [э] и [и]).

- Какими звуками отличается шестая пара слов? (Шестая пара слов отличается звуками [м] и [р]).

- Какими звуками отличается седьмая пара слов? (Седьмая пара слов отличается звуками [л] и [р]).

- Какими звуками отличается восьмая пара слов? (Восьмая пара слов отличается звуками [м] и [н]).

- Молодцы, ребята.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.:

ответы на вопросы,

самоанализ.

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

- Какие цели на урок мы с вами ставили?  (слайд)

- Кто достиг поставленных целей?

-  Какие звуки обозначает буква «р»? (Буква «р» (эр) обозначает звуки [р] и [р’] ). (слайд)

- Кто проговорит ещё раз характеристику звуков [р] и [р’]? (Звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий.),

Эмоциональная рефлексия

-Ребята, сейчас я вам раздам смайлики. Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом. Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом. (слайд)

 

Автор: Червинская Мария Сергеевна, студентка 4 курса ГБПОУ "Челябинский педагогический колледж № 1"
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обучение грамоте, 1 класс