Цели деятельности учителя: закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Планируемые результаты
Предметные:
- продолжают формировать умение соотносить конкретные предложения с графической моделью текста;
- формировать навык чтения.
Личностные: cмыслообразование и нравственно-этическая ориентация (действие интриги).
Тип урока: закрепление.
Оборудование: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, программа ПНШ, презентация.
Ход урока
Этап, метод и приемы |
Содержание урока. Деятельность учителя |
Организационный момент Словесн.: приветствие |
Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Присаживайтесь. В стране родного языка Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. (слайд) |
Мотивационный Практич: артикуляционное упражнение.
Практич.: чтение и языковой анализ
Практич: чтение слов
|
Актуализация опорных знаний. - Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку. - Обратите внимание на слайд, читаем все вместе вслух. (слайд) Ра-ра-ра – начинается… (игра). - Какие звуки встретились? (Встретились два звука [р] и [р’]) (слайд) - Ребята, найдите потерянную букву. - Кто желает прочитать четверостишье? (слайд) Воробьишка поскакал – (слайд) – Ребята, а какие звуки обозначает буква «р» (эр)? (Буква «р» (эр) обозначает звук [р] и [р’]) (слайд) - Давайте дадим букве «р» (эр) характеристику. (Характеристика: звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий).(слайд) - Цель урока: продолжать учиться читать слова и предложения с буквой Р. (слайд) - Давайте хором прочитаем слова, которые даны на слайде. (Последовательное чтение). (слайд) рама [р] рис [р’] гриб [р’] строка [р] - Ребята, а теперь прочитайте те слова где звук будет [р]. (Слова: рама, строка). Выборочное чтение. (слайд) - Как узнали, что здесь твердый согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоят гласные буквы а и о. А эти гласные обозначают твердость согласных звуков). - А теперь прочитайте слова где звук [р’]. (Слова: рис, гриб) (слайд) - Как вы узнали, что здесь мягкий согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоит гласная и. А эта гласная обозначает мягкость согласных звуков). – Какие буквы указывают, что согласный произносится мягко? (Гласные буквы показывают, что согласный произносится мягко. Такие буквы как: И, Е) (слайд) |
Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: чтение слогов и слов по учебнику. Словарная работа.
Словесн.: объяснение значение слов
Практич.: анализ и чтение слов
Практич.: анализ и чтение слов
Практич.: анализ и чтение слов
Динамическая пауза Практич.: повторяют движения |
- Ребята, открываем азбуку на странице 34. Давайте прочитаем слоги и слова. – 1. Последовательное чтение по цепочке. - Читаем по очереди и по одной строчке. Начинаем с первого ряда. После прочтения первой строчки идет объяснение нового слова. - Какое новое слово встретилось вам, прочитав первую строчку? (Слово: мрамор) (слайд) М р а м о р – кристаллическая горная порода, употребляемая преимущественно для скульптурных и архитектурных работ. (слайд) После прочтения последней строчки идет объяснение нового слова. - Какое новое слово встретилось вам, прочитав последнюю строчку? (Слово: налим) (слайд) Н а л и м – хищная пресноводная рыба. (слайд) 2. Выборочное чтение. – Прочитайте слова, которые всегда нужно писать с заглавной буквы. (Слова: Рина, Арина, Ирина, Роман).(слайд) – Сейчас вы должны составить схему для слова мрамор. На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей. - Проверяем схему к слову мрамор. Анализ слова: (слайд) 1) Слоги. 2) Ударение. 3) Характеристика звуков. - Теперь нужно дать характеристику звуков в слове мрамор. (слайд) 1) Мрамор – два слога. 2) Ударение падает на первый слог. 3) [м] – согласный, звонкий, твердый, [р] – согласный, звонкий, твердый, [а] – гласный, ударный, [м] – согласный, звонкий, твердый, [о] – гласный, безударный, [р] – согласный, звонкий, твердый. - Сейчас составляем схему для слова Арина. (слайд) - А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет. - Сейчас вы должны составить схему для слова Роман. На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей. - Проверяем схему к слову Роман. (слайд) - Теперь нужно дать характеристику звуков в слове Роман. (слайд) 1) Роман – два слога. 2) Ударение падает на второй слог. 3) [р] – согласный, звонкий, твердый, [о] – гласный, безударный, [м] – согласный, звонкий, твердый, [а] – гласный, ударный, [н] – согласный, звонкий, твердый. - Сейчас составляем схему для слова налим. (слайд) - А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет. – Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р]. (Слова в которых буква «р» обозначает звук [р] такие: мрамор, Роман, нарыла). Видеофрагмент |
Решение частных задач Практ.: составление предложений
Практ.: соотнесение предложений со схемами
Практ.: составление предложений
Практ.: соотнесение предложений со схемами
Практ.: Работа с текстом
Динамическая пауза Практич.: повторяют движения Практ.: работа по учебнику
Практич.: анализ слов
Практич.: анализ слов |
– Ребята, рассмотрите иллюстрации в учебнике. - Что изображено на первой иллюстрации? (На первой иллюстрации изображено как Маша налила Мише воды в кружку). На слайде изображены схемы-моделей, учащимся нужно выбрать ту, которая подходит под данное предложение. - Так какая же схема-модель подходит к этому предложению? (Маша налила воды Мише в кружку). (слайд) - Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы). - Что изображено на второй иллюстрации? (На второй иллюстрации изображено как Миша моет посуду).
- Так какая же схема-модель подходит к этому предложению? (Миша моет посуду). (слайд) - Почему в данной схеме есть полоска? (Потому что присутствует имя собственное, которое пишется с заглавной буквы). - Что изображено на третьей иллюстрации? (На третьей иллюстрации изображено как мама купает Ирину). - Так какая же схема-модель подходит к этому предложению? (Мама купает Ирину). (слайд)
- Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы). – Ребята, кто прочитает в учебнике на странице 34 первое предложение. - Кто прочитает третье предложение? - Какого слова не хватает в последнем предложении? (Слово: руки). (слайд) – Сравните данные предложения. Чем они похожи? (В каждом предложении три слова.) - Вы должны внимательно прочитать ещё раз все три предложения и найти то предложение, к которому подходит данная схема. К данной схеме подходит первое предложение: У Арины мыло. (слайд) Видеофрагмент. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. - Читаем по цепочке данные пары слов. Начинаем с третьего ряда. - Какими звуками отличается первая пара слов? (Первая пара слов отличается звуками [л] и [р]). - Какими звуками отличается вторая пара слов? (Вторая пара слов отличается звуками [л] и [р]). - Какими звуками отличается третья пара слов? (Третья пара слов отличается звуками [о] и [а]). - Какими звуками отличается четвертая пара слов? (Четвертая пара слов отличается звуками [р] и [л]). - Какими звуками отличается пятая пара слов? (Пятая пара слов отличается звуками [м] и [м’], [э] и [и]). - Какими звуками отличается шестая пара слов? (Шестая пара слов отличается звуками [м] и [р]). - Какими звуками отличается седьмая пара слов? (Седьмая пара слов отличается звуками [л] и [р]). - Какими звуками отличается восьмая пара слов? (Восьмая пара слов отличается звуками [м] и [н]). - Молодцы, ребята. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, самоанализ.
|
Рефлексия деятельности - Какие цели на урок мы с вами ставили? (слайд) - Кто достиг поставленных целей? - Какие звуки обозначает буква «р»? (Буква «р» (эр) обозначает звуки [р] и [р’] ). (слайд) - Кто проговорит ещё раз характеристику звуков [р] и [р’]? (Звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий.), Эмоциональная рефлексия -Ребята, сейчас я вам раздам смайлики. Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом. Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом. (слайд) |