Цель занятия: формирование фонематического восприятия, произношения и знакомство со звуком и буквой Л.
Программное содержание:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздароваемся.
- А теперь поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Все готовы приступить к занятию? (Ответы детей)
- Тогда для вас игра, кто правильно выполняет задание, присаживается на стульчик за стол.
Дидактическая игра "Один-много"
- Садится тот, кто назовет правильно: лампа – лампы, пила – пилы, плот – плоты, блок-блоки, глаз-глаза, болт – болты, клоун - клоуны, блокнот – блокноты.
Пальчиковая гимнастика с колечком и Су-джок
Воспитатель: Ребята, я утром нашла письмо. Посмотрим, кто нам написал?
- Да тут загадка. О чем она, мы узнаем, если отгадаем.
Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завел друзей,
Чтоб жилось мне веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я… (Лунтик)
На экране появляется Лунтик.
Воспитатель: Кто из вас помнит историю Лунтика? Как он попал на землю? Что с ним потом случилось?
Дети: Он упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.
Воспитатель: Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам. Давайте пригласим его к нам на занятие, ему будет интересно.
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, какой первый звук в слове "Лунтик"? (Звук [Л])
- Верно, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звук Л.
- При произнесении звука [Л] - губки в улыбке, зубки сближены, кончик языка поднят за верхние зубки, воздушная струя встречает преграду.
- Что мы можем сказать о звуке [Л]?
- Послушайте, как звучит этот звук - л, л, л.
- Теперь этот звук произнесет - Маша, Варя…
- Скажите, какой это звук - согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)
- Л - верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]? (Он звонкий)
- Л - если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?
Развитие фонематического слуха
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова со звуком [л], а вы если услышите звук л, хлопаете в ладошку. (Дети выполняют задание)
Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.
Деление слов на слоги
- Ребята, у меня на доске висят картинки. Что на них изображено? (платье, платок, колготки, чулки, плащ, плавки, блузка)
Физминутка "Найди домик"
- А сейчас покажем Лунтику наши игры.
- Я вам раздам картинки, вам нужно, когда закончится музыка, встать на красный обруч, у кого в словах есть звук Л, а на синий у кого нет звука Л.
Упражнение "Исправь предложение"
Воспитатель объясняет, что нужно найти и исправить ошибку.
Воспитатель: Ребята, а Лунтик приготовили вам игру.
Игра "Доскажи словечко"
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко! (Е. Серова)
Знакомство с буквой "Л"
Воспитатель: Сейчас познакомимся с буквой Л. В алфавите эта буква называется Л (эль), но когда мы ее читаем, то произносим звук "Л". (воспитатель показывает изображение буквы "Л")
- Внимательно посмотрите и скажите, на что похожа буква Л? (На букву А без перекладины и т.д.)
Физминутка
Логопед просит детей изобразить букву "Л".
Буква Л, расставив ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонилась влево, вправо,
Получается на славу
Влево, вправо, влево, вправо.
Печатание буквы Л в тетрадях
Воспитатель: Ребята, сколько элементов в букве Л? (В букве Л три элемента)
- Пишем букву Л пальчиком в воздухе.
- Печатаем букву Л в тетрадях и на листочках.
- Молодцы! Теперь нашему гостю все стало понятно.
- Ребята, с какими звуком вы сегодня на занятии познакомились? (со звуком [л] и буквой Л)
- Какие это звуки? (Звуки [л] - [л'] согласные, звонкие, могут быть твердыми)
- Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой.