Конспект занятия по обучению грамоте "Звук [Л]. Буква Л"

Цель занятия: формирование фонематического восприятия, произношения и знакомство со звуком и буквой Л.

Программное содержание:

  • познакомить со звуком и буквой Л, закрепить правильное произношение звука "Л" в слогах, в словах, предложениях;
  • формировать понятие: согласный, твердый, звонкий звук;
  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память, речь.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздароваемся.
- А теперь поприветствуем друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Все готовы приступить к занятию? (Ответы детей)
- Тогда для вас игра, кто правильно выполняет задание, присаживается на стульчик за стол.

Дидактическая игра "Один-много"

- Садится тот, кто назовет правильно: лампа – лампы, пила – пилы, плот – плоты, блок-блоки, глаз-глаза, болт – болты, клоун - клоуны, блокнот – блокноты.

Пальчиковая гимнастика с колечком и Су-джок

Воспитатель: Ребята, я утром нашла письмо. Посмотрим, кто нам написал?
- Да тут загадка. О чем она, мы узнаем, если отгадаем.

Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завел друзей,

Чтоб жилось мне веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я… (Лунтик)

На экране появляется Лунтик.
Воспитатель: Кто из вас помнит историю Лунтика? Как он попал на землю? Что с ним потом случилось?

Дети: Он упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.
Воспитатель: Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам. Давайте пригласим его к нам на занятие, ему будет интересно.

Основная часть

Сообщение темы занятия

Воспитатель: Ребята, скажите, какой первый звук в слове "Лунтик"? (Звук [Л])
- Верно, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звук Л.
- При произнесении звука [Л] - губки в улыбке, зубки сближены, кончик языка поднят за верхние зубки, воздушная струя встречает преграду.

- Что мы можем сказать о звуке [Л]?
- Послушайте, как звучит этот звук - л, л, л.
- Теперь этот звук произнесет - Маша, Варя…

- Скажите, какой это звук - согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)
- Л - верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]? (Он звонкий)
- Л - если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

Развитие фонематического слуха

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова со звуком [л], а вы если услышите звук л, хлопаете в ладошку. (Дети выполняют задание)

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

Деление слов на слоги

- Ребята, у меня на доске висят картинки. Что на них изображено? (платье, платок, колготки, чулки, плащ, плавки, блузка)
Физминутка "Найди домик"

- А сейчас покажем Лунтику наши игры.
- Я вам раздам картинки, вам нужно, когда закончится музыка, встать на красный обруч, у кого в словах есть звук Л, а на синий у кого нет звука Л.
Упражнение "Исправь предложение"

Воспитатель объясняет, что нужно найти и исправить ошибку.

  • Халат надел маму (Мама надела халат)
  • Флажок махал Левой (Лева махал флажком)
  • Стол поставили на лампу (Лампу поставили на стол)
  • У голубого платья есть кукла (У куклы есть голубое платье)
  • Ладони вымыли Ладу мылом. (Лада вымыла ладони мылом)

Воспитатель: Ребята, а Лунтик приготовили вам игру.

Игра "Доскажи словечко"

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает

Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко! (Е. Серова)

  • Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли ... (лапки)
  • Нам темно. Мы просим маму, нам включить поярче ... (лампу)
  • Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобится ... (мыло)
  • Молодчина эта Лиина, лепит все из ... (пластилина)

Знакомство с буквой "Л"

Воспитатель: Сейчас познакомимся с буквой Л. В алфавите эта буква называется Л (эль), но когда мы ее читаем, то произносим звук "Л". (воспитатель показывает изображение буквы "Л")
- Внимательно посмотрите и скажите, на что похожа буква Л? (На букву А без перекладины и т.д.)

Физминутка

Логопед просит детей изобразить букву "Л".

Буква Л, расставив ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонилась влево, вправо,

Получается на славу
Влево, вправо, влево, вправо.
Печатание буквы Л в тетрадях

Воспитатель: Ребята, сколько элементов в букве Л? (В букве Л три элемента)
- Пишем букву Л пальчиком в воздухе.

- Печатаем букву Л в тетрадях и на листочках.
- Молодцы! Теперь нашему гостю все стало понятно.

Заключительный этап

- Ребята, с какими звуком вы сегодня на занятии познакомились? (со звуком [л] и буквой Л)
- Какие это звуки? (Звуки [л] - [л'] согласные, звонкие, могут быть твердыми)
- Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!