Конспект занятия по обучению грамоте детей 6-7 лет "Звуки [т] - [д], буквы "т" - "д"

Цель занятия: развивать навык детей старшего дошкольного возраста различения звуков [т] - [д], и букв "т" – "д".

Задачи:

  • учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [т]-[д];
  • учить правильно произносить в словах, словосочетаниях , предложениях;
  • развивать фонематические процессы: восприятие, дифференциация звуков, анализ, синтез, представление.

Оборудование: картинки со звуками [т] и [д], зеркала, музыкальные колокольчики, тамбурины (по количеству детей), интерактивная доска.

Ресурсы: мультимедийное оборудование, музыкальные инструменты (колокольчик, тамбурин), карточки со звуками [Т] - [Д], зеркала, детские столы, стулья.

Ход занятия

Организационный этап

На интерактивной доске появляются картинки: Таня и Даня.
Педагог: сегодня к нам в гости пришли Таня и Даня.
- Назовите первый звук в слове "Таня".  ([т])

- Назовите первый звук слове "Даня". ([д])
- Сравним звуки [т] и [д]. Как вы думаете они звучат одинаково или по-разному? (по-разному)

Поисковый этап

Педагог: Сравним и дадим характеристику нашим звукам. Как мы произносим эти звуки? (ответы детей)
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]? (дрожит)
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом)

- Звук [д] произносится с голосом, он звонкий, символом является дятел.
- А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит)

- А звук [т] произносится без голоса, он глухой и символ большой молоток.
- Какой вывод мы можем сделать? Они звучат одинаково или по-разному. (по-разному)

Практический этап

Педагог: Посмотрим в зеркало. Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние бугорки (альвеолы), спинка опущена, выдыхаемый воздух, "взрывом" разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Игра "Топни-хлопни"

Развитие фонематического восприятия и дифференциация звуков [т] и [д].
Педагог: Таня и Даня решили поиграть в догонялки. Хлопни в ладоши если услышишь звук [д]. Топни ногой если услышишь звук [т].

  1. Звуки: [т]-[д], [д]-[д], [т]-[т]; [д]-[т], [д]-[д].
  2. Слоги: та-да; ту-ду; да-та; та-та; да-да.

Игра "Наоборот"

- Таня и Даня любят пошалить и всегда все делают наоборот, поиграем! Я буду Таней, а вы Даней.

Таня (педагог): та.
Даня (дети): да.

Таня: ту.
Даня: ду.

Даня: ды.
Таня: ты.
И т.д. слоги: том, дом, ток, док

Воспроизведение слоговых рядов

Педагог: Однажды Таня и Даня отправились в космическое путешествие на Марс и научились разговаривать на марсианском языке.
- Вы хотите научиться разговаривать на марсианском языке. (да!)
- Тогда внимательно слушайте, запоминайте, повторяйте!

Педагог: Та-да-та;
Ответы детей: та-да-та;

Педагог: та-да-да;
Дети: та-да-да;

Педагог: да-та-да;
Дети: да-та-да;

Педагог: да-та-та;
Дети: да-та-та и т.д.

Игра "Доскажи словечко"

- Таня и Даня знаменитые сочинители, они соревнуются между собой. У кого лучше получится?

Таня сочинила (педагог): та-та-та - у нас дома чистота!
Даня сочинил (дети): да-да-да – у меня вода!

Педагог: та-та-та - у нас дома два кота!
То-то-то - мы играем в лото!
Ответы детей: до-до-до - занимаемся дзюдо!

Игра "Колокольчик и Тамбурин"

- Послушайте, как звучат музыкальные инструменты: колокольчик и тамбурин. Угадайте на каком инструменте играет Таня? (на тамбурине)
- А на каком Даня? (на колокольчике)

Задание
- Послушайте внимательно, если услышите звук [т] - возьмите тамбурины, воспроизведите звук, если услышите звук [д] - возьми колокольчики, воспроизведите звук.

Педагог: Дыня. (играют на колокольчиках)
Танк. (на тамбурине)
Дорога. (на колокольчиках)

Дом. (на колокольчиках)
Ракета. (на тамбурине)
Астра. (на тамбурине)

Физкультминутка (логоритмика)

Упражнение для развития координации речи с движениями.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду (топают на каждый слог-ду-ду)
Потерял пастух ду-ду! (хлопают по коленям на слог ду-ду)
А мы дудочку нашли, (шагают)

Пастушку отдали, (имитация движений)
Ду-ду-ду (имитируют игру на дудочке)

Визуальная характеристика букв Т и Д

Педагог: Таня и Даня не могут найти свой дом, поможем Тане и Дане найти свои дома. Где Танин дом? (отвечают)
- Где Данин дом?
- Вы помните какой звук у Дани? ([д])

- Найдите букву "д", повесим ее на крышу домика Дани.

Д - с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.

- На что похожа буква "д"? (Дети конструируют букву "д" из пальцев)
- Буква "д" из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует "перекладину" под пальцами правой руки.

- Какой звук у Тани? ([т])
- Найдите букву "т", повесим на крышу домика Тани.

Т - трудилась целый день
Забивала гвозди в пень.

- На что похожа буква "т"? (конструируют букву "т" из пальцев)
- Буква "т" из пальцев: указательный палец правой руки, поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.
- В какую сторону смотрит буква "т"? (прямо)

- В какую сторону смотрит буква "д"? (прямо)
- Вспомним правило: Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
- Буквоед съел буквы, допиши недостающие детали букв "т" и "д".

Игра "Поможем Маше"

Развитие фонематических представлений.
Педагог: У Дани и Тани скоро день рождения. Маша хочет подарить друзьям подарки, но не знает, что нравится одному, а что нравится другому. Помоги Маше разложить картинки в домики. Задание выполняют самостоятельно.

В Танин домик картинки со звуком [т].
В Данин домик со звуком [д].
В слове вата, где стоит звук [т]?
В слове дыня, где стоит звук [д]?

Рифмовки, работа с предложением

Педагог: Назовем мы книжку "том"
Для жилья построим ... (дом)

Хорошо танцуют Таня, ее братишка ... (Даня)

По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях … (плоды)

Архитекторы - творцы
Строят чудные ... (дворцы)

Итог занятия

- Какими звуками различаются имена Таня и Даня? ("т" и "д")
- Назови пары картинок. Догадайся, какую картинку в каждой паре нарисовал Даня, а какую - Таня?
- Соедини по образцу. (Например: плоды - Дане, плоты - Тане)

Рефлексия

- Вы сегодня все старались, и я хочу вам предложить "Свободный микрофон".
Ребятам задается вопрос: Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...

  • исправил...
  • сделал...
  • добавил...
  • похвалил...
Размер:
35.62 Kb
Скачали:
5