Цель занятия: формирование у детей подготовительной к школе группы представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Дети заходят в зал, на экране надпись "Что мы знаем о космосе?"
Воспитатель: Добрый день дети, добрый день уважаемые гости.
- Сегодня я хочу пригласить вас по путешествовать, но перед тем как нам отправиться в наше путешествие, нам надо пригласить гостя, а кто он, вы узнаете, отгадав загадку:
Сосчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе… (звездочет)
Воспитатель: Молодцы, ребята! (стук в дверь, входит звездочет)
Звездочет: Здравствуйте ребята! Я звездочет, ребята скажите, а что вы знаете о космосе? (ответы детей)
- 12 апреля День космонавтики. (картинка 12 апреля День космонавтики)
- А почему именно 12 апреля? (был совершен первый полет человека в космос)
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
- А кто изобрел первую космическую ракету? (Сергей Павлович Королев)
- Кто была первая женщина-космонавт? (Валентина Терешкова)
- Как называлась первая ракета на которой полетел в космос Ю. Гагарин космонавт? (Восток)
- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам немного потренироваться.
В темном небе звезды светят (пальцы сжимаются и разжимаются)
Космонавт летит в ракете (ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит.
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, (соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (руки разводят в сторону)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной. (ладони над головой "крышей")
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким должен быть космонавт. Я предлагаю вам поиграть в игру которая называется "Скажи наоборот".
- Я буду называть качества, а вы каждому моему слову подберете другое слово, обозначающее противоположное качество.
- Ребята все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту. А вы хотели бы стать космонавтами? (да!)
- А для этого нам с вами надо построить наш космический корабль. (пригласить мальчиков – строят)
- Молодцы, а сейчас мы с вами сядем в наш корабль и полетим путешествовать.
Звучит музыка. Включить звездное небо, чтобы были большая и малая медведица.
Остановка "Звездное небо"
- Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть в небе?
- А сколько на небе звезд? (много)
- Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.
- Что представляет собой звезда? (ответы детей)
- Звезды - это раскаленные газовый шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.
- Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созведия, которые можно сравнивать с изображением предметов и животных.
- Мы с вами наблюдали за самой яркой звездой. (картинка с большой и малой медведицей)
- Есть в небе звездочка одна, какая не скажу. Но каждый вечер из окна я на нее гляжу.
- Она мерцает ярче всех и в небе, где-нибудь сейчас, наверное, пилот по ней сверяет путь.
- Как называется эта звезда? (Полярная звезда)
- В каком созвездии находится Полярная звезда? (картинка медведица с Полярной звездой)
Звездочет: Молодцы ребята, а я хочу с вами поиграть.
- Сейчас я приглашу вас к столу, и вы попробуете соединить звездочки в этих созвездиях и посмотрим, что получится.
Графическое упражнение "Соедини точки"
Воспитатель: Молодцы ребята, отлично справились с заданием. (звучит музыка, на экране звездное небо)
- А сейчас сели в нашу ракету и полетели дальше.
- Прилетели. (на экране появляется картинка с планетами)
Остановка называется "Солнечная система"
- Я предлагаю вам сесть поудобнее и посмотреть мультфильм. (демонстрация мультфильма)
- А сейчас давайте с вами дадим нашим глазам немного отдохнуть.
Зарядка для глаз
Ветер дует нам в лицо (часто моргают глазами)
Закачалось деревцо (не поворачивая голову, смотрят влево – вправо)
Ветер тише, тише, тише (медленно опускают голову вниз, глаза закрыты)
Деревца все выше, выше, выше. (поднимают голову, открывают глаза)
Звездочет: Ребята, а я предлагаю вам вспомнить как называются планеты солнечной системы.
Воспитатель: Помогите вернуть звездочету планеты на свою орбиту. (на экране солнечная система)
Звездочет стоит у мольберта с ватманом.
Воспитатель: Я сейчас буду загадывать вам небольшие загадки. Кто отгадал подходите к столу выбирайте названую планету и подходите к звездочету.
- На этой планете такая жара, что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий, показ на экране)
- А эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета. (Земля)
- К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)
- А эта планета гордится собой, по скольку считается самой большой. (Юпитер)
- Планета кольцами окружена, и этим от всех отличилась она. (Сатурн)
- А что за планета зеленого цвета? (Уран)
- Царь морской названье той планете дал, он именем своим ее назвал. (Нептун)
- Звездочет, проверь правильно ли ребята все сделали?
Звездочет: Да, ребята молодцы! (на экране картинка все планеты)
Воспитатель: Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен. Но, только на Земле мир жизнью заселен.
- Все эти планеты объединены в Солнечную систему.
- Почему эту систему назвали Солнечной? (все планеты вращаются вокруг Солнца)
- Да ребята молодцы. У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг солнца вращаются наши планеты.
- По разному все они Солнцем согреты.
- Я предлагаю вам вернуться на землю. (звучит музыка, на экране звездное небо)
Звездочет: Вот вы и дома, а мне пора с вами прощаться. До свидания ребята!
Воспитатель: Ну и нам пора возвращаться в группу, но перед тем, как мы уйдем, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. (Про день космонавтики, космос, первый полет в космос и т.д.)
- Молодцы! На этом наше путешествие подошло к концу.
- Всем до свидания, а мы уходим к себе в группу.