Методическая разработка НОД с детьми подготовительной к школе группы "Космонавтом быть хочу"

Цели:

  • Формирование представлений о космосе, о космических кораблях.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря по теме "Космос".
  • Совершенствование грамматического строя речи: упражнять в употреблении слов-антонимов, учить делить слова на слоги, согласовывать числительное существительным.

Оборудование: конверты по количеству детей в которые вложены буквы с цифрами, образующие слово "Космос"; портрет Ю. Гагарина, предметные картинки: ракеты, звезды, солнце, планета; картины космической тематики для оформления группового помещения (звездное небо, космонавт в скафандре, тюбики с полосками, воздушный шарик, геометрические фигуры).

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие, а на чем мы полетим, вы узнаете, отгадав загадку.
Мчится в небе голубом
Вертолет с одним винтом,

А еще быстрей полет совершает самолет,
А еще быстрей - вот эта
Межпланетная … (ракета)

Упражнение на дыхание

- Чтобы полететь, нам нужно потренировать наше дыхание. Встанем ровно, спину выпрямили. Руку положите на живот.
- Делаем вдох через нос - животик надувается, делаем выдох - раздувается.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на ваши столы, у каждого из вас есть красивый конверт. Откройте конверты и посмотрите, что там? (буквы)
- Правильно, буквы! Обратите внимание, что на каждой букве написана цифра, поставьте цифры от 1 до 6 по порядку и когда вы прочитаете получившееся слово и узнаете, о чем мы будем сегодня говорить. (космос)

- Молодцы! Мы сегодня будем говорить о космосе. А что такое космос, как вы думаете? (ответы детей)
- Оказывается, вы уже очень много знаете о космосе! Космос- это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.

- С глубокой древности люди мечтали летать как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок. Вспомните, на чем совершают полеты герои ваших любимых сказок?
- А Незнайка в космос, на чем полетел? (На ракете)

- Ребята, а кто из вас действительно хотел бы отправиться в космос на ракете?
- А как вы считаете, почему для вас это пока мечта, которую можно исполнить, если очень захотеть?
- Конечно, мы должны еще многое узнать о космосе, чтобы наше путешествие прошло удачно, научиться управлять сложной машиной-ракетой, быть сильными и ловкими.

- А сейчас, кто за то, чтобы начать подготовку будущих космонавтов и выяснить, что мы знаем о космосе?
- Скажите, какие трудности испытывают космонавты на космическом корабле. (Невесомость)

В космосе веса ничто не имеет.
Все невесомым становится там.
Гиря летать, как пушинка, умеет.
Легкий, как бабочка, гиппопотам.

Игра "Собираемся в полет"

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы.
Воспитатель: Мы ракету смастерили, а еду собрать забыли.
- На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Давайте посмотрим какую еду нам приготовили ученые и врачи.

- В условиях невесомости трудно принимать пищу, чтобы она не улетела, не растеклась по ракете, еду хранят в тюбиках. На тюбиках полоски. Вы должны, назвать пищу в названии которой: один, два, или три слога. (работа по определению слогов в слове: борщ, мясо, котлета, суп, пюре)

Игра "Старт ракеты"

Экспериментальная деятельность "в ракете".
Воспитатель: Как называется человек, который летит в космос?
- Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка. А кто первый космонавт? (Юрий Гагарин)

- 12 апреля 1961 года русский человек первым полетел в космос, звали его Ю.А. Гагарин. Во время старта вспыхнуло пламя в двигателях ракет, все они заработали слажено и одновременно. Грохот поднялся невероятный. И в тот же миг ракета взлетела и скрылась в голубом небе. Юрий Алексеевич первым увидел Землю.

Юрий Гагарин (1934-1968) летчик-космонавтЮрий Гагарин (1934-1968) летчик-космонавт

- Не участок, не кусочек, а всю сразу, целиком от полюса до полюса. Он летел и смотрел в окошко иллюминатора, а под ним плыли не просто моря и горы, острова, под ним плыла и проворачивалась вся планета. За 108 минут он облетел ее кругом. Он летал на космическом корабле "Восток"
- Кто знает, как называется место, где происходит запуск ракет?

- Это место называется космодром. Наши ракеты запускают на космодроме в Казахстане. Он называется Байконур, который находится в степи и далеко от населенных пунктов. Кто может ответить, почему ученые выбрали именно это место? (направляю ответы детей, по мере необходимости)
- Хотите узнать, как происходит, что ракета взлетает в космос?

Воспитатель: Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами. А потом разжимаю пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

- Ракета какая? (Быстрая, красивая, космическая)
- Ребята, а кто строит ракеты? (Инженеры-конструкторы)
- Правильно. Первым спроектировал ракету Сергей Павлович Королев. Ребята, а вы, хотите построить космический корабль?

- Для этого нужно знать строение корабля. Он состоит из кабины, основание и крыльев. (Показ картинок)

Космическая ракетаКосмическая ракета

- Давайте построим ракету по предложенному образцу из геометрических фигур.

Игра "Наоборот"

Воспитатель: Наш экипаж к полету готов! Проверим готовность в игре: взлететь – приземлиться, ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, большой – маленький, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро.

Физкультминутка "Космическая зарядка"

- Вот мы с вами и в космосе. Сколько много здесь всего интересно!
- Чтобы лучше разобраться нам в космическом пространстве, послушайте внимательно загадки и отгадайте, что же в космосе мы можем увидеть.

По темному небу рассыпан горошек цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет, вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Осколок от планеты средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит, космический … (Метеорит)

Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам … (Луна)

Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, а называется… (Земля)

- Молодцы, все загадки отгадали! Посмотрите, дети, сколько много в космосе планет, звезд, давайте их пересчитаем.

Игра "Посчитай-ка от 1 до 5 и обратно"

Слова: планета, звезда.
Дети считают: одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет.
Воспитатель: Молодцы, справились, а теперь поиграем" в семейку слов" Я буду бросать вам мяч, а вы, образовывать слова. Как можно назвать звезду ласково? (звездочка)

- Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое? (звездное)
- Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда". (звездолет)
- Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. (звездочет)

- А как называется явление, когда звезды "падают" с неба? (звездопад)
- Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе? (созвездие)
- Молодцы! Вот видите какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова. (звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад)

Релаксация

Воспитатель: А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Закроем глаза и представим звездное небо с падающими звездами. И каждый загадает свое желание.
- А теперь мы открываем глаза, потягиваемся и медленно встаем.

Рефлексия

Сейчас я попрошу выбрать карточку "Светофор".

Дети сигналят карточками:

  • Зеленой – побольше таких дел, поучительно,
  • Желтой – понравилось, но не все, интересно,
  • Красной – дело не понравилось, скучно (показать выбор карточек)

- Молодцы! Я предлагаю вам в свободное время нарисовать, что вам понравилось.
- Благодарим вас за работу.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!