Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в космос"

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская (ФЭМП).

Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Цель: формирование у детей средней группы элементарных математических представлений.

Задачи:

  • учить уравнивать множества двумя способами (убирая или прибавляя по одному предмету);
  • закрепить количественный счет в пределах пяти;
  • умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • упражнять в сравнивании нескольких предметов (до 5) обозначающих величину;
  • закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить умение ориентироваться во времени: последовательно называть части суток.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально – коммуникативное развитие".

Оборудование: схема "ракета" из геометрических фигур, плоские геометрические фигуры индивидуально на каждого ребенка; цифры от 1 до 5, мячик; иллюстрированные цифры от 1 до 5; картинки: звезды, облака.

Предварительная работа: 

  1. Pнакомство с темой: "Космос".
  2. Cоставление картинок из плоских геометрических фигур.
  3. Дидактические игры: "Сосчитай, не ошибись", "Разложи правильно", "Наоборот".

Методы и приемы: наглядные, словесные (беседа, вопросы, загадки), игровой (сюрпризный момент), поощрения.

Элементы здоровьесберегающих технологий: чередование смен видов деятельности, физминутка.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, здравствуйте!

Становитесь быстро в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас большой праздник. Расскажите, какой. (День космонавтики)
- Да, поздравляю вас. Именно в этот день в космос отправился первый космонавт, а звали его… (Юрий Гагарин)

Юрий ГагаринЮрий Гагарин

- Молодцы!

- Ребята, вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем летают в космос? (На ракете)
- Какая форма у космонавтов? (Скафандр)

- Садитесь поудобней на стульчики. Надеваем скафандры, пристегните ремни. Завели моторы. (вращение вытянутых рук, произносим звук Ж-Ж-Ж)
- Есть контакт. (соединить кисти рук)
- Приготовить к запуску ракеты "руки над головой". (Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, кто это? (Показывает детям игрушечного медведя)
- К нам пришел в гости Мишутка. Он хочет вместе с нами отправиться в космос. Давайте расскажем Мишутке, что надо делать, чтобы стать космонавтом. (Хорошо кушать, чтобы быть здоровым; заниматься спортом, слушаться маму, заниматься)
- Чтобы отправиться в полет, нам надо выполнить задания.

Основная часть

Задание "Путаница"

Воспитатель: Послушайте первое задание. Что за цифры на доске? (Ответы детей)
- Посмотрите по порядку ли расставлены цифры (На доске располагаются цифры от 1 до 5. Воспитатель меняет цифры местами. Дети восстанавливают порядок чисел)
- Сейчас я спрячу одну цифру, а вы угадаете, какую. (Воспитатель закрывает одну цифру. Дети называют, какая цифра пропала. Мишутка участвует в обсуждении ответов наравне с детьми)

- Ребята мы справились с заданием и на один шаг приблизились к путешествию. Давайте посмотрим в наши подзорные трубы. (Сложить ладони двух рук в трубу. Вверх, вправо, влево, вниз)
- Вижу облака!

Игра "Звездочки и облачка"

(На доске 4 облачка и 5 звездочек)
Воспитатель: Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 4 звезды)
- А сколько облаков? Давайте посчитаем. Чего больше? Положим каждую звезду спать на облачко.

- Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать чтобы было поровну. (Добавить еще одно облако)
- Теперь у нас звездочек и облаков поровну. Вот еще одна звездочка прилетела. Сколько звездочек (пять), а облаков? (4)
- Что нужно сделать чтобы было поровну. Добавить одно облако. А у меня его нет. Что нужно сделать чтобы было облаков и звездочек поровну. (Убрать одну звездочку)

- Звезды отдыхают каждая на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.
- Нам пора дальше в путь. (Выходят на ковер)

Задание "Назови части суток"

Воспитатель: Ребята, в космосе всегда темно, а у нас на Земле есть части суток. Давайте с помощью стихотворения про кузнечика вспомним, какие части суток мы знаем.
- Смотрел в окно кузнечик. (Показываем окно руками)

Ночь (Руки под голову, "спим")
Утро (моргаем, тянемся вверх)
День (Бег на месте)

И вечер (Опустить плечи, ссутулиться)
Потом улегся спать (Руки под голову)
Ведь скоро ночь опять.

- А вы можете определить какое сейчас время суток? (Утро)
1. Теперь я вам загадаю загадки.
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)

2. Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем,
Песни весело поем (День)

3. День закончен и опять
Нужно глазки закрывать.
Дети спят - и сын, и дочь.
К нам с небес спустилась… (Ночь)

Задание с мячом "Скажи "наоборот"

Воспитатель: У нас осталось еще одно невыполненное задание, которое называется "Скажи наоборот", нужно сказать слова обозначающее противоположное значение.
У нас сейчас день, а в космосе… (ночь)
Дорога - широкая, а тропинка … (узкая)

Ракета высокая, а спутник … (низкий)
Летом дни длинные, а зимой … (короткие)
Паутина тонкая, а шнурок … (толстый)
Солннышко большое, а звездочка … (маленькая)

Воспитатель: А сейчас приглашаю вас немного потренироваться, ведь космонавты перед полетом много тренируются.

Физминутка. Танец "Буги-вуги"

(Танец "Буги-вуги", движения по тексту)
Воспитатель: Молодцы, тренировка прошла успешно!

Задание "Сложи по схеме"

Воспитатель: Кто придумывает и строит космические корабли? (Конструкторы)
- Чтобы выполнить следующее задание, надо нам превратиться в конструкторов. На столе у вас детали. Какие фигуры у вас на столе? (Прямоугольники, треугольники большие, треугольник маленький, круг)
- Какого цвета фигуры? Сколько прямоугольников? (Два)

- Сколько у вас больших треугольников? (Два)
- Сколько маленьких треугольников? (Один)
- Сколько всего треугольников? (Три)

- Сколько кругов? (Два)
- Какого цвета фигур больше?
- Сложите из геометрических фигур по схеме ракету. (Из геометрических фигур складывают по схеме ракету)

Ракета из геометрических фигурРакета из геометрических фигур

- Сколько фигур мы использовали? Сложите фигуры на тарелку и посчитайте, сколько фигур всего. (Семь)
- Молодцы! Справились с заданием!

Задание "Найди нужную цифру"

Воспитатель: Мишка приготовил вам задание на внимание. На тарелочке у вас лежат цифры. Покажите такую цифру, сколько раз Мишка ударит в бубен. (Воспитатель стучит в бубен, дети показывают нужную цифру)

Физкультминутка "Космос"

Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)

Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и вернулись домой в наш любимый детский сад.
- Поздравляю вас, посадка прошла успешно!
- Открывайте глаза, наш космический корабль успешно приземлился, полет окончен. Понравилось ли вам путешествие?

- Кто к нам приходил в гости?
- А тебе, Мишутка понравилось наше путешествие?
- Мишка приготовил нам подарки – необычные "космические" раскраски. Спасибо, Мишутка! Приходи к нам еще!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!