Цель: обобщить, закрепить, систематизировать знания детей, полученные в течение года.
Задачи:
Материалы и оборудование: магнитная доска; "Письмо от Королевы Математики"; иллюстрация ворот с замком в "Королевство Математики"; листы А4 с двумя полосками; дома (5 штук разных по высоте на каждого ребенка); набор картинок с изображением цветов (по 5 штук красного и желтого цвета на каждого ребенка).
Содержание образовательной деятельности
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Дети, давайте подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу! Молодцы! Сегодня утром я нашла в двери письмо, которое адресовано детям средней группы.
Воспитатель показывает детям письмо, на котором нарисованы различные геометрические фигуры, написаны цифры и знаки арифметических действий. Письмо запечатано сургучовой печатью.
- Как вы думаете, от кого письмо. (Дети называют разные варианты ответа: от Королевы, от принцессы, от жителей страны Математики и т.д.)
- Почему вы так решили? Давайте проверим, откроем и прочтем, что написано в письме. (Воспитатель открывает и читает письмо)
"Дорогие ребята! В нашем королевстве математики случилась беда! Злой волшебник Треугольникус заколдовал всех жителей королевства. Все там перепуталось: геометрические фигуры забыли свои имена, цифры потерялись. Помогите, пожалуйста!"
Королева Математики
Воспитатель: Поможем? (Да)
- Чтобы помочь жителям страны Математики, нужно выполнить много заданий, как вы думаете, справимся? (Да)
- Тогда отправляемся в королевство Математики. А для этого нам нужно сказать волшебные слова. Слушайте и делайте как я:
Ножкой один раз мы топнем,
В ладошки мы два раза хлопнем,
Покружимся, повернемся,
Дружно за руки возьмемся!
Глазки закроем, скажем: "Ах!"
И окажемся в гостях.
- Открываем глазки! Посмотрите, Тругольникус повесил огромный замок на ворота! Чтобы его открыть, нам надо выполнить первое задание.
Задание № 1 "Открой замок"
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите? (Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)
- Сколько здесь треугольников? Какого цвета? (Два треугольника желтого цвета)
- Каких фигур тоже две?" (Два квадрата)
- Какого цвета квадраты?" (Красного)
- Что общего у треугольников, квадратов и прямоугольников? (У этих фигур есть углы)
- Посмотрите внимательно на эти фигуры и скажите, какая фигура лишняя и почему? (Круг, потому что у него нет углов)
- Что можно сказать о величине фигур?" (Одни фигуры большие, другие - маленькие)
- Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Замок открыт, мы можем зайти в королевство Математики, где нас ждут новые испытания, проходим и садимся за столы.
Задание № 2 "Клумба"
Воспитатель: В королевстве Математики было много цветов. Теперь на клумбах вместо цветов растут колючки. Давайте выполним задание и вернем жителям королевства Математики красивые цветы. Для этого нам необходимо сесть за столы. (Дети садятся за столы)
- Перед вами листы с двумя полосками. Выложите на верхнюю полоску 5красных цветов, а на нижнюю 4 желтых цветка. Каких цветов больше? (красных)
- Каких цветов меньше? (желтых)
- Какое число больше? (5)
- Какое число меньше? (4)
- Сделайте так, чтобы красных и желтых цветов было по 5, потом по 4.
- И со вторым заданием справились. Посмотрите, какие красивые цветы распустились на клумбах. Давайте представим себя цветами и покажем, как они качаются на ветру.
Физкультминутка "Цветы"
Раз–два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал и цветочки покачал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Воспитатель: Мы отдохнули и можем продолжать наше путешествие. Заколдованные жители королевства Математики перепутали все части суток. Они говорят, что светло бывает ночью, а темно днем! Это правильно? (Нет)
- Давайте поможем жителям королевства Математики вспомнить части суток.
Задание № 3 "Верно-неверно"
- Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой. Итак:
Задание № 4 "Расположи дома на улице"
- Злой волшебник Треугольникус заколдовал все дома в Королевстве. Давайте расставим дома по величине, начиная с самого высокого дома. (Дети выполняют задания)
- Ребята, мы выполнили все задания. Злые чары сняты! Теперь в королевстве Математике будет порядок. Чтобы возвратиться в детский сад нужно произнести волшебные слова:
Ножкой один раз мы топнем,
В ладошки мы два раза хлопнет,
Покружимся, повернемся,
Дружно за руки возьмемся!
Глазки закроем, скажем: "Пока!"
В садик нам возвращаться пора!
- Ребята, а вам понравилось наше занятие?
- Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
- Королева Математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок.
- Заглянем в него? Посмотрите, там раскраски с геометрическими фигурами.