Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки г, гь"

Цель логопедического занятия - знакомство со звуками г, гь.

Задачи:

  • уточнения произношения звуков г, гь и дифференциации их по акустико-артикуляционным признакам;
  • формирования у детей фонематического восприятия;
  • развития умения определять наличие заданного звука в слове, а также позицию звука в слове: в начале, в середине;
  • формирования у детей четкого произношения звуков изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: изображения гномов, предметные картинки, звуковые фишки, сюжетные картины, счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент

Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Молодцы, ребята. А сейчас сядет тот, кто назовет гласный звук в слове: кит, том, мак, бак, стул, бант, арка, молоко.

Основная часть

Речевая игра "Отгадай загадку"

- Ребята, послушайте и отгадайте загадку.

Карлик с длинной бородой
Ростом маленький, седой
Прикрывался колпаком
Будто он нам не знаком

Он и весел, и умен
Ходит ночью с фонарем
А в лесу имеет дом
Кто он, дети?
Это … (гном)

- Правильно, сегодня с нами на занятии будет играть такой веселый гном. (на доску вывешивается изображение гнома)
- У нашего гнома, есть маленький братец – маааленький… (гномик)

Объявление темы занятия

- Ребята, а с какого звука начинается слово "гном"? Давайте расскажем про этот звук.

Артикуляция звука [Г] – кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха, спинка отрывается от неба.

Характеристика звука [Г]

- Произнесите звук [Г]. Какой это звук? Гласный и согласный? (согласный)
- Правильно, согласный. А как мы его произносим? Твердо или мягко? (Твердо)

- Значит звук [Г] – твердый. А теперь положите ладошки на горлышко и произнесите Г – Г – Г. Что вы чувствуете?
- Горлышко дрожит или отдыхает? (ответы детей)
- Да, горлышко дрожит. Значит звук [Г] – звонкий.

Звук [Г] – согласный, твердый, звонкий. Он обозначается, синим кружком

- А у звука "Г", как думаете, есть младший братик? (Звук "гь")
- Давайте и про него расскажем.

[Г`]- кончик языка прижат к нижним зубам, спинка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором воздуха спинка отрывается от неба.

Звук [Г`] – согласный, мягкий, звонкий. Он обозначается зеленым кружком

- Ребята, давайте отгадаем, как зовут гномов. Одного из них зовут Гоша, второго Гена. Как думаете, как старшего зовут? (Гоша)
- Почему вы так думаете? (У гнома Гоши колпак синего цвета, потому, что имя "Гоша" начинается с твердого "Г")

- Значит младшего братика как зовут? (Гена)
- Почему?

Дидактическая игра "Фонарики"

- Ребята, давайте покажем Гоше и Гене, какие у нас внимательные ушки. Возьмите звуковые фонарики. Я буду называть твердый Г, какого цвета фонарик покажите?
- А если услышите мягкий Гь? Итак: г-г-гь-г-гь-гь-г-г-г.
- Молодцы! А сейчас, еще внимательнее слушаем: га-гу-ги-гы-гэ-ге; гора, гиря, гусь, град, сапоги.

Физминутка "Гномы"

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались еще три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

Речевая игра "Повтори чистоговорки"

- Гена маленький и Гоша своего братика учит говорить чисто и красиво. Как и мы с вами учимся. Давайте повторим Гошины чистоговорки.

Га-га-га, га-га-га
У меня болит нога,
Гу-гу-гу, гу-гу-гу
Мыть посуду не могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу
Вот гулять-то я могу.
Га-га-га, га-га-га
Не болит уже нога.

Дидактическая игра "Клад"

- Как вы думаете, что больше всего любят делать гномы? (искать клад с драгоценностями)
- Но однажды они нашли клад вовсе не с красивыми камушками. Хотите узнать, что лежало в найденном тайнике? (да!)
- Посмотрите на картину. (Дети называют предметы: гитара, пуговицы, гантеля, гиря, пироги, гайка, груша, игрушка, сапоги, горка)

- Как и всякий клад, наши гномы начали делить предметы. Как думаете, что досталось Гоше, а что Гене?

- Давайте предметы для Гоши положим в большой сундук, а для Гены в маленький сундучок. (Дети делят слова между гномами определяя, какой звук в слове: г или гь; называют место звука в слове: в начале, в середине)

Речевое упражнение "Придумай предложение"

- Гоша и Гена приготовили для вас задание. Нам нужно по картинкам придумать предложения со словами: гудит, гонит, горит гогочет, грызет. Справимся?

  1. В море гудит пароход.
  2. Ветер в небе гонит облака.
  3. На столе горит свеча.
  4. Гусь громко гогочет.
  5. Собака грызет косточку.

Знакомство с буквой Г

- Ребята звуки г, гь, как и все другие, обозначаются буквой. Прежде, чем мы увидим, давайте вспомним, что такое звуки, а что такие буквы? (Звуки невозможно увидеть или написать, звуки мы слышим и произносим. Буквы – это то, что можно увидеть и написать)

- Рассмотрите букву Г. На что похожа буква? Давайте составим ее из палочек, сколько элементов понадобится?

Итог занятия

- Ребята, нам пора прощаться с гномиками. Но сначала давайте расскажем, с какими звуками они нас познакомили?
- Какие они? (дети отвечают)
Поощрение детей.

Размер:
15.21 Kb
Скачали:
11