УМК: "Школа России".
Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблички, иллюстрации сказочных героев, карточки.
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их.
Улыбнитесь друг другу,
Соседу слева, соседу справа
Повторяем за мной:
Я внимателен,
Я готов к работе,
Я буду умным,
Я все смогу!
- Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
Дыхательная гимнастика
- Выполним дыхательную гимнастику.
Чтение слоговой таблицы: хором, тихо, громко, наступая на пяточки, по одному.
- Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках. Поиграем в игру...
Игра "Доскажи словечко"
- Кто-то нам оставил какие-то странные слова
- Прочитайте слова. (на доске запись: [ ]ород, [ ]иря, [ ]риб)
- Кто догадался, какая буква пропала?
- Кто из сказочных героев мог принести слова с пропущенной буквой? Почему? (На доске картинки: Гном, Карабас Барабас, Буратино, Чебурашка)
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
- Правильно, тема нашего урока – "Звуки [Г], [Г']. Буквы Г, г".
- Кто такие гномы?
Гномы – это маленькие человечки, которые живут под землей. Они охраняют все сокровища. Прячутся от людей, обладают большими знаниями
- Самые известные сказочные гномы Оле Лукое. Это герой сказок Г.Х. Андерсена, у которого есть два волшебных зонтика Над хорошими детьми он открывает белый зонтик и тогда детям снятся добрые сны. Гномы обычно любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Если захотите узнать больше о жизни гномов, прочитайте эти книги.
- Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.
- Мы познакомимся со звуками [г], [г'] и буквой, которая их обозначает. Научимся различать звуки[г], [г'] в словах. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
- Если мы сумеем справиться со всеми задачами, то узнаем секрет Гнома.
- В какой последовательности мы будем изучать новую букву? (звук – буква – слог - слово)
- Проведем исследование. Что нам надо выяснить?
а) Гласный или согласный.
б) Звонкий или глухой.
в) Твердый или мягкий.
Работа в паре
Дети записывают выводы в тетрадь. Одна пара работает за ширмой на доске. Проверка с работой пары на доске.
Вывод: звук [г] согласный, звонкий, бывает мягким и твердым.
- Составление звуковой схемы слова Гном и слова Гена.
- Догадайтесь, как зовут нашего гнома. Определите первые буквы в словах, соедините их и узнаете имя гнома.
Гриб, ель, норка, астра
- Гнома зовут Гена.
- Дети, самостоятельно работая в парах, составляют схемы к словам. (2 пары у доски)
- Что можем сказать о новых звуках?
Вывод: звук [г] -согласный, твердый, звонкий. Звук [г'] - согласный, мягкий, звонкий.
- Надо уметь правильно произносить звуки [г], [г'] в словах. Нам поможет чистоговорка.
Га-га-га – мне подруга дорога.
Ги-ги-ги – мы с подругой не враги.
Гу-гу-гу – я подруге помогу.
Упражнение в определении на слух звуков [г], [г’]
- Если встречается твердый звук [г] – встают мальчики, [г’] – девочки.
Гусята, генерал, грузовик, гудок ,Гена, кочерга, круги, грач, горох, гитара, игрушка, грелка.
Игра "Твердый - мягкий"
- Карточки с картинки, в названиях которых звук [г] твердый - обведите синим карандашом, со звуком [г] - мягким – зеленым. (Картинки: глаз, гриб, груша , снеговик, гиря, гитара, круги)
- Какую картинку не обвели? (барабан)
- Почему? (нет звука г)
- На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой "гэ". Это печатные и письменные буквы "гэ". (На доске – плакат с буквой Г)
- Почему их по две? На что похожа буква "гэ"?
- Гномик подобрал стихи о букве "гэ", послушайте их.
Перед вами буква Г
Стоит, подобно кочерге.
- Буква г похожа на кочергу. (учитель показывает кочергу, рассказывает, что кочергой пользовались, когда топили печку, чтобы разгребать угли)
Составление буквы из счетных палочек
- Сколько палочек понадобится, чтобы ее составить? (2)
- Сравните заглавную и строчную печатные буквы Г, г. Что заметили? (ответы учащихся)
- А есть ли в нашем классе ребята, чьи имена и фамилия начинаются на букву Г? Эти ребята уже друзья гнома.
- Запишем всю информацию о новых звуках и букве.
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками "крышу" над головой)
Гномик кашу варил ("помешивают" кашу)
И всем-всем-всем говорил (показывают друг на друга)
"Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! ("вытирают" ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Чтение слогов с буквой Г
- Гномик предлагает вам подружить букву г с гласными.
Г протянула руку букве А. Получилось ГА.
А потом и букве О, получилось ГО.
И конечно букве У, получилось ГУ.
Подружилась с буквой И, получилось ГИ.
И с буквой Е, получилось ГЕ.
Буквы подружились и получились слоги.
- Назовите слоги, в которых буква Г обозначает мягкий звук? Твердый звук?
Какой слог лишний?
ГР - это не слог, т.к. нет гласной.
- С буквой познакомились, слоги выучили, чему теперь научимся? (Читать слова)
Работа по учебнику стр. 119.
- Откройте Азбуку там, где у вас закладка.
Чтение слов (слабые дети)
- Почему первые два слова написаны с заглавной буквы? (Формы слова, родственные слова)
- Найдите слово, к которому подходит схема. (Гена)
- Прочитайте текст на с. 119 самостоятельно. Жужжащим чтением, вполголоса.
Чтение текста учеником. (с.119) Беседа по содержанию
- Что собирала Галя и Гена? (грибы)
- Сколько набрали грибов Галя и Гена? (много)
- Как их можно назвать ? (Грибники)
- Гриб - грибники - это какие слова? (Родственные)
- Какие грибы нашла Галя? (боровики)
- Гена? (поганки)
- Что вы можете сказать про эти грибы? (Есть съедобные грибы, а есть несъедобные)
- А можно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, являются лекарством. Поэтому в природе ничего уничтожать нельзя)
- Кто знает, как правильно собирать грибы?
- Приходилось ли вам собирать грибы? Как правильно собирать грибы. (Аккуратно срезать ножом ножку)
- А находить большие грибы?
- Очень большие – гигантские?
Работа над значением слов "гигант, гигантский"
– Что значит гигант, гигантский? (очень большой)
- Где можно узнать о грибах?
Чтение текста еще раз (цепочкой по предложению)
- Как можно озаглавить текст. (Дети в лесу. Грибники. Сбор грибов)
Гномик шел, шел, шел.
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок
Положил их в кузовок.
Рассматривание иллюстрации на стр. 118
- Гномик предлагает отправиться в город, в котором он живет. Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
- Какую сказку вы сразу вспомнили, посмотрев на иллюстрацию? (На доске Белоснежка и шесть гномов)
- Вот и друзья нашего гнома. Все они живут в этом городе.
- В форме чего построены дома?
- Какие грибы превратились в домики?
- Гномы строят свои дома в корнях деревьев и маскируют их под растения и грибы. (Показ разных домов гномов)
- Сколько настоящих грибочков здесь живет?
- Чем занимаются жители города?
- Можно ли сказать, что жители городка трудолюбивые?
- Вы сегодня тоже замечательно потрудились. Давайте вспомним, что мы узнали.
- Подведем итог по задачам урока.
- Для кого проблема урока решена полностью? (зеленый сигнал)
- Кто испытывал затруднение? (желтый сигнал)
- Кому нужна моя помощь? (красный сигнал)
Работа с лентой букв
- Буква Г заняла свое место. Почему она встала в верхний ряд?
- Почему над буквой К?
Самооценка учеников друг другом и учителем
- Понравился ли вам урок?
- Кому за работу на уроке скажем: "Спасибо"?
- Нашему гостю очень захотелось домой. Он с нами прощается и просит сочинить с родителями сказку по рисунку учебника.
- Завтра мы ее послушаем. Гномику понравилось, как вы сегодня работали на уроке.
- Он благодарит вас за работу, дарит раскраску.и свою любимую песню "Раз сидел веселый гном".