Букварный период обучения чтению.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой Ю.
Цели данного урока:
Организация начала урока
Приветствие гостей учащимися. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению
– Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по волшебной стране Азбуковедения, где живут звуки и буквы, но без знания алфавита нам трудно будет путешествовать. (Повторение изученных букв по алфавиту)
- На какие две группы можно разделить буквы? (гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных? (поются и во рту не встречают преград)
- Поем верхний ряд гласных по ленте букв: а, о, у, ы, э. (Дети называют гласные пением)
- Назовите особенность этого ряда. (делают согласную твердой)
- Поем нижний ряд: я, е, ю, и, е. Какая особенность нижнего ряда? (Они делают согласную мягкой)
Постановка учебной задачи
- Нижний ряд еще отличается особенными буквами. Назовите, пожалуйста, особенные буквы. (На магнитной доске выставляются гласные буквы: е, е, я)
- Почему эти буквы особенные? (В начале слова и после гласных они обозначают два звука – согласный и гласный: [й’э], [й’а], [й’о]).
- Ребята, вместе с нами по стране Азбуковедения будет путешествовать девочка Юля. (На доске рисунок девочки)
- Кто догадался, почему именно Юля к нам пришла в гости, а не Галя, Вера? (Ответы детей)
- Юля нам будет помогать путешествовать по волшебной стране.
- Сегодня на уроке мы узнаем еще одну особенную букву.
- Как вы думаете, какую? (Букву Ю)
- Тема нашего урока: Буква Ю - особенная буква.
- Определите цели урока. (Мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой)
Усвоение новых знаний и способов деятельности
Знакомство с буквой Ю
– Юля спрашивает, а как она выглядит?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю! (А. Шибаев)
На доске появляется буква Ю.
- Что вы знаете о букве Ю? (Гласная, служит для смягчения согласной)
- Назовите слова с буквой Ю.
Слого-звуковой анализ слова
- Но наша гостья пришла не с пустыми руками, а с игрушкой. А вот с какой игрушкой, отгадайте загадку:
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. (Юла)
На доске – предметная картинка с изображением юлы.
- Выполните фонетический анализ слова юла с помощью разрезных схем. (Определяют, что первый слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознаются два звука, согласный и гласный: [й’у])
Вывод: Если в начале слова стоит буква Ю, то мы слышим звуки [й´у].
- Выполните фонетический анализ слова меню с помощью разрезных схем. (Определяют, что второй слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознается два звука, согласный и гласный: [н´у]). Вывод: Если буква Ю стоит после согласного, то мы слышим звук [у].
Игра "Кто внимательный?"
- Юля предлагает нам поиграть в игру "Кто внимательный?"
- Хлопните в ладоши, если услышите звуки [й’у] в словах: яма, юбка, ель, Эмма, Юра, Анна, юмор, яр, Юля, улица, юла.
Физкультминутка
- Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали. (Учащиеся повторяют и показывают движения)
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок.
Артикуляционная разминка
Разминку начинаем,
Скороговорку повторяем:
Юла возле Юли
Крутится, поет.
Юле и Юре
Спать не дает.
Работа по учебнику. Чтение слогов, слов
Работу продолжаем,
Слоги весело читаем. (Учащиеся читают слоги и слова с буквой Ю)
Чтение загадки-шутки
- О ком идет речь в загадке?
Физкультминутка (подвижная)
Закрепление знаний и способов действий
Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к "Сказке о глупом мышонке" С.Я. Маршака
- К какой сказке эта иллюстрация? ("Сказка о глупом мышонке")
- Кто автор сказки? (С.Я. Маршак)
- Назовите главного героя сказки, что с ним случилось?
- Составьте рассказ по иллюстрации к сказке. (Учащиеся рассказывают содержание по отрывку)
Колыбельная песня
- Прочитайте колыбельную песню на стр. 46.
- Найдите слова с буквой Ю.
Рефлексия
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какие звуки обозначает буква Ю?
- Когда буква Ю обозначает два звука?
- Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.
- Что особенно вам понравилось на уроке? Почему?
- "Спасибо за урок!", - сказала Юля.