Учебное занятие "Буква Ю – особенная буква"

Букварный период обучения чтению.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой Ю.

Цели данного урока:

  • Познакомить учащихся с обозначением буквы Ю в начале слова.
  • Формировать навык слогового, правильного, сознательного чтения; развивать навыки связной речи учащихся.
  • Научить ориентироваться в звуковой структуре слова, выполнять звуковой анализ слов юла, Юля, меню.

Ход занятия

Организация начала урока

Приветствие гостей учащимися. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению

– Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по волшебной стране Азбуковедения, где живут звуки и буквы, но без знания алфавита нам трудно будет путешествовать. (Повторение изученных букв по алфавиту)
- На какие две группы можно разделить буквы? (гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных? (поются и во рту не встречают преград)
- Поем верхний ряд гласных по ленте букв: а, о, у, ы, э. (Дети называют гласные пением)

- Назовите особенность этого ряда. (делают согласную твердой)
- Поем нижний ряд: я, е, ю, и, е. Какая особенность нижнего ряда? (Они делают согласную мягкой)

Постановка учебной задачи

- Нижний ряд еще отличается особенными буквами. Назовите, пожалуйста, особенные буквы. (На магнитной доске выставляются гласные буквы: е, е, я)
- Почему эти буквы особенные? (В начале слова и после гласных они обозначают два звука – согласный и гласный: [й’э], [й’а], [й’о]).
- Ребята, вместе с нами по стране Азбуковедения будет путешествовать девочка Юля. (На доске рисунок девочки)

- Кто догадался, почему именно Юля к нам пришла в гости, а не Галя, Вера? (Ответы детей)

- Юля нам будет помогать путешествовать по волшебной стране.
- Сегодня на уроке мы узнаем еще одну особенную букву.
- Как вы думаете, какую? (Букву Ю)

- Тема нашего урока: Буква Ю - особенная буква.
- Определите цели урока. (Мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить, будем учиться читать слоги и слова с этой буквой)

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Знакомство с буквой Ю
– Юля спрашивает, а как она выглядит?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю! (А. Шибаев)

На доске появляется буква Ю.

Буква ЮБуква Ю

- Что вы знаете о букве Ю? (Гласная, служит для смягчения согласной)
- Назовите слова с буквой Ю.

Слого-звуковой анализ слова
- Но наша гостья пришла не с пустыми руками, а с игрушкой. А вот с какой игрушкой, отгадайте загадку:
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. (Юла)

На доске – предметная картинка с изображением юлы.
- Выполните фонетический анализ слова юла с помощью разрезных схем. (Определяют, что первый слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознаются два звука, согласный и гласный: [й’у])

Вывод: Если в начале слова стоит буква Ю, то мы слышим звуки [й´у].
- Выполните фонетический анализ слова меню с помощью разрезных схем. (Определяют, что второй слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознается два звука, согласный и гласный: [н´у]). Вывод: Если буква Ю стоит после согласного, то мы слышим звук [у].

Игра "Кто внимательный?"

- Юля предлагает нам поиграть в игру "Кто внимательный?"
- Хлопните в ладоши, если услышите звуки [й’у] в словах: яма, юбка, ель, Эмма, Юра, Анна, юмор, яр, Юля, улица, юла.

Физкультминутка

- Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали. (Учащиеся повторяют и показывают движения)
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок.

Артикуляционная разминка

Разминку начинаем,
Скороговорку повторяем:
Юла возле Юли
Крутится, поет.
Юле и Юре
Спать не дает.

Работа по учебнику. Чтение слогов, слов

Работу продолжаем,
Слоги весело читаем. (Учащиеся читают слоги и слова с буквой Ю)

Чтение загадки-шутки
- О ком идет речь в загадке?

Физкультминутка (подвижная)

Закрепление знаний и способов действий

Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к "Сказке о глупом мышонке" С.Я. Маршака

- К какой сказке эта иллюстрация? ("Сказка о глупом мышонке")

Иллюстрация к "Сказке о глупом мышонке"Иллюстрация к "Сказке о глупом мышонке"

- Кто автор сказки? (С.Я. Маршак)

- Назовите главного героя сказки, что с ним случилось?
- Составьте рассказ по иллюстрации к сказке. (Учащиеся рассказывают содержание по отрывку)

Колыбельная песня
- Прочитайте колыбельную песню на стр. 46.
- Найдите слова с буквой Ю.

Рефлексия

- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какие звуки обозначает буква Ю?
- Когда буква Ю обозначает два звука?

- Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.
- Что особенно вам понравилось на уроке? Почему?
- "Спасибо за урок!", - сказала Юля.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!