Конспект НОД для детей старшей группы "Космическое путешествие"

Цель занятия: формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Задачи:

  • закреплять представления детей о числах и отношениях между ними в пределах 10, прямой и обратный счет в пределах 10;
  • упражнять в оперировании с блоками Дьенеша – нахождении геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине;
  • закрепить знания о днях недели, частях суток;
  • закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Планируемый результат занятия:

  1. дети закрепили умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, оперировать цифрами;
  2. умеют ориентироваться на листе бумаги, находить стороны, углы;
  3. оперируют с блоками Дьенеша – различают геометрические фигуры и классифицируют их по признакам;
  4. знают дни недели, части суток;
  5. умеют выкладывать предметы с помощью схем;
  6. проявляют интерес к математике;
  7. понимают поставленную задачу и выполняют ее самостоятельно.

Подготовительная работа: беседы о космосе, рассматривание иллюстраций, презентации "Космос", дидактические игры на тему космоса, отгадывание загадок, заучивание и чтение литературы о Космосе, игры с логическими блоками Дьенеша, выполнение заданий на развитие ориентировки на листе бумаги, закрепление количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, упражнения на закрепление временных отношений, дидактические игры с геометрическими фигурами.

Материалы и оборудование: карточки и иллюстрации с изображением планет (Марс, Юпитер, Сатурн), иллюстрация Звездочет, Волшебная звезда, пано "Солнечная система", "Звездное небо", карта, ребус, "Черный ящик", наушники, технические средства;

Раздаточный материал: цифры от 1до 10; пеналы с геометрическими фигурами, лист бумаги, игра "Колумбово яйцо", "Блоки Дьенеша", трубочки и емкости с водой.

Ход занятия

Организационно-мотивационный этап

Дети вместе с воспитателем находятся в группе. Слышится звук SOS.
- Ребята, что это за странные звуки, что же это может обозначать? (Предположение детей)
- Эти звуки обозначают сигнал опасности, это значит, что кто-то попал в беду и просит о помощи.

- Но кто, же это может быть? Давайте подумаем и поищем подсказку. (Дети обращают внимание на "Черный ящик")
- Что в черном ящике, будем смотреть? (берут коробку, открывают, находят картинку – ребус и решают – получается слово Космос)
- Что такое Космос?

Основной этап

- Ребята, значит где нужна наша помощь! (в космосе)
- Вы готовы помочь? (да!)
- Кем же нам надо, чтобы отправиться в космос? (стать космонавтами, построить ракету)

- Для начала нам нужен отряд космонавтов. Каким должен быть космонавт? (сильным, смелым, много знать, внимательным)
- Проверяем, готовы ли вы к космическому полету. И так, начинаем!
- Поднимите правую руку вверх; присядьте 4 раз, подпрыгнете на 1 раз меньше, сделайте на 3 хлопка больше цифры, которую вы видите.

Чтобы в космос полететь,
Надо силы заиметь.
Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным быть и ловким!

Физминутка

Воспитатель и дети выполняют музыкальную физразминку.

- Никакие трудности нам теперь не страшны и можем смело отправляться в космическое путешествие на солнечную систему.
- Хочу предупредить, что в любом путешествии существуют правила: это - организованность и внимание и дружба.

- Нам надо будет идти всем вместе (не разбегаться), говорить по очереди, идти дружно (помогать друг другу, не драться, не обижать друг друга) и как только услышите три хлопка – должна наступить тишина.
- Обещаем! (хором)

Коммуникативная игра "Цепочка дружбы"

- Представьте, что у вас между ладошек маленький шарик, давайте покатаем его, вы чувствуете тепло?
- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась "цепочка дружбы".
- Давайте, посмотрим, друг другу в глаза и - подарим улыбку, ведь именно с нее начнется наш полет и приятное общение.

– Отправляемся в "Конструкторский отдел".
– Что мы будем здесь делать? (ракету)
- В одну ракету мы с вами не поместимся, я предлагаю распределиться на космические отряды. (делятся на три команды: выбирают схемы ракет из счетных палочек, палочек Кюинзенера, геометрических фигур)

Задание "Собери ракету по схеме"

- Проходите в "Конструкторский отдел". Перед вами чертеж ракеты. Соберите ракету для полета. (Дети выкладывают ракету с помощью палочек Кюинзенера, счетных палочек, геометрических фигур)
Проверка выполнения задания воспитателем.

- Хорошо, ребята, вы справились с заданием. Сейчас наши ракеты находятся на Космодроме, откуда и полетят в Космос.
– Предлагаю выбрать командира космического корабля, он должен принимать сложные решения, а команда должна быть дружной и работать вместе. (дети выбирают командиров)
- Ребята, а можно я буду бортовым инженером и буду поддерживать связь? (дети соглашаются)

Задание "Собери пульт управления"

- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления, чтобы запустить нашу ракету.
- Для этого возьмите чистый лист бумаги и пенал с геометрическими фигурами и разложите фигуры, так чтобы в рядах одинаковые фигуры не повторялись. (дети работают)
- Теперь у вас есть пульт управления ракетой, и сейчас командир готовится к запуску своей ракеты!

- Нажимаем кнопку в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, в верхнем левом углу, в нижнем правом, посредине. Ракета готова к полету!
- 5, 4, 3, 2, 1 пуск! (на пальцах ведет отсчет)
- Полетели! (слышны звуки Космоса. На доску вывешиваются изображения планеты Марс)

Работа по заданиям

- Ребята, посмотрите в иллюминатор, как красиво в космосе, вот планета красного цвета - это Марс, ученые узнали, что на ней раньше были озера и реки, со временем они испарились и вместо них остались красные следы.
- Марс стали называть красной планетой. Кстати, на Марсе все предметы становятся легче.

Звучит сигнал СОС - Внимание! Внимание! Всем, кто слышит! На красной планете Марс случилась экологическая катастрофа. Прошел метеоритный дождь, Инопланетяне заболели! Требуется помощь! - Что же делать? (дети решают помочь)

- Приготовиться к посадке, выходим из корабля!
- Ребята, нам надо найти планету Марс, запомните, как она выглядит. (дети ищут планету Марс в групповой комнате)

Задание "Лечим инопланетян"

- На столах лежат конверты с заданием.

Игра "Колумбово яйцо"

- Молодцы! Вы справились с заданием и больные выздоровели!
- Ребята, на какой планете они живут? Значит их можно как назвать? (марсиане)
- Я думаю нам надо проявить заботу и внимание к марсианам и накормить их вкусной космической кашей. Согласны? Тогда проходите и готовьте кашу!

Игровое упражнение на дыхание "Космическая каша"

Дети подходят к столам, берут трубочки и дуют в емкость с водой.
- Инопланетяне благодарят вас! Летим дальше!
Дети садятся в "Ракету" вывешивается картинка планеты Юпитер.

- Мы летим все дальше от Земли. Пролетаем мимо Юпитера- самой большой планеты в Солнечной системе. На этой планете огромные горы, вокруг этой планеты бушуют ураганы, звездные вихри делают поверхность планеты очень красивой.

- Юпитер, действует как "космический пылесос", он как магнит, поглощает и притягивает к себе не только кометы и астероиды, но и весь космический мусор.
Звучит сигнал СОС - Внимание! Внимание! Всем, кто слышит! После встречи с крупным метеоритом планету Юпитер завалило Космическим мусором! Планета может погибнуть!

- Ребята, что думаете?

Дети решают, что надо помочь спасти планету, определяют ее местонахождение и выполняют задание.

Подвижная математическая игра "Космический мусор"

(игра с использованием "Блоков Дьенеша")
- Возьмите по одному предмету и положите в нужный мусорный контейнер, в соответствии со схемой.
- Так как на планете большая сила тяготения, передвигаться надо прыжками на двух ногах.

- Проверяем. Молодцы! Планета, Юпитер спасена!
- Занимаем места в своих ракетах! Летим дальше! (вывешивается картинка планеты Сатурн)
- А вот и планета с кольцами - Сатурн.

- Интересная особенность планеты – его кольца. Кольца эти представляют собой облака, состоящие из движущихся в одном направлении камней, льда и пыли. Эта планета состоит из газа.

Звучит сигнал СОС - Внимание! Внимание! Космический Вирус на планете Сатурн! Произошел сбой данных, и сбились координаты "Цифровой машины времени". Жители планеты просят у вас помощи! Согласны помочь? (дети соглашаются помочь)
- Но главное их условие, играть молча, ничего не говорить, а только показывать цифры.

Игра "Молчанка"

- Я буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы показывайте карточку с цифрой.
- Какое число больше 3 или 4, 7 или 8, 5 или 9. (ответы детей)
- Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6, 5 или 8.

- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?

- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Молодцы! Инопланетяне просят выполнить некоторые словесные настройки.

- Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8. (дети считают)
- Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2.
- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?
- Назовите выходные дни.
- Сколько их?

- Что такое сутки? (день, вечер, ночь, утро)
- Завтракаем мы утром, а ужинаем… (вечером)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку... (утром)

- Солнышко светит днем, а луна… (ночью)
- Что такое Солнце? (звезда)
- С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (телескоп)

- Молодцы! Помощь ваша была очень важна при ремонте и настройке Цифровой Машины Времени. (обращаю внимание детей на дверь спальни с картинкой Звездочета)
- Ребят, а это кто? Чем он занимается? (Звездочет – это человек, изучающий небесные объекты, Звезды, планеты)
- А вы хотите посмотреть на звездное небо? (дети проходят в спальню и садятся на ковер, музыкальное сопровождение и эффекты)

- На небе очень много Звезд. Очень давно наблюдатели неба - астрономы объединили наиболее яркие и заметные в созвездия!
- Как называется созвездие, которое вы сейчас видите? (ответы детей)
- Сколько звезд в Большой Медведице?

- В Малой?
- Назовите соседей числа 3, 5, 7, 9.
- Назовите число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3.

Медведь на глыбе ледяной,
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье,
Он живой в блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться Медведь с Большой … (медведицей)

- Ребята! Наше путешествие подошло к концу.

Возвращаться нам пора,
По местам мои, друзья!

- Внимание! Начинаем отсчет 10, 9, 8, … 0. Пуск! (Музыка)
- Ну, вот мы и на Земле, и подошло к концу наше увлекательное космическое путешествие.
- Ваши летательные аппараты экипажей совершили посадку на космодроме.

Заключительный этап

- Ребята, вы в полете доказали, что многое знаете и умеете, были дружными и заботливыми, а главное – помогли инопланетянам, спасли планеты и полюбовались звездным небом.
- Прошу вас оценить свое участие в нашей игре!

- Если вы в полете получили новые знания и, активно выполняли задания в команде - возьмите веселую звездочку.
Если вам было скучно или что-то не удалось, то грустную. (дети беру звездочки и садят на космическое небо)

- Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)
- Какое задание для вас оказалось самым сложным?
- Какое задание было трудным? Что тебя испугало?

Звонок сотового телефона.
- Ребята, сообщение из Космоса! Только что упала Звезда прямо к нам в детский сад! А найти ее можно, отгадав загадку.

Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает. (Солнце)

- Где у нас солнышко? дети в приемной находят волшебную Звезду и встают в круг, гости тоже.
- Есть такая примета - когда увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется.

- Загадайте желание, только никому не говорите, и оно сбудется.
- Все передают Звезду по кругу и загадывают желание.
- Спасибо Всем!

Размер:
34.19 Kb
Скачали:
1