Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления младших дошкольников

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса, в процессе которого ребенок овладевает знаниями.

Умение использовать полученную информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в еще большей мере, степенью их сформированности в систему.

Потребность в целенаправленном формировании логических приемов мышления в процессе обучения уже осознается психологами и педагогами. Также, согласно ФГОС ДОО, одной из образовательных областей содержания Программы является познавательное развитие, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Познавательное развитие в частности предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и мышления; формирование первичных представлений об отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере).

Работа над развитием логического мышления ребенка идет без осознания значимости психологических приемов и средств этом процессе. Это приводит к тому, что большинство обучающихся не овладевают приемами систематизации знаний на основе логического мышления даже в школьном возрасте.

В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, которые развиваются при формировании элементарных математических представлений. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формировать четкие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логического построения и учат их применению.

Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логических достоверных причинно-следственных закономерностей, позволяющих согласовать наличные знания с целью описания и преобразования.

Логическое мышление включает в себя следующие компоненты:

  • умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
  • умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их во времени;
  • умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных предпосылок;
  • умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Развитие логического мышления ребенка представляет собой процесс формирования приемов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

В современной психологии существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте. Большинство ученых считают, что процесс структуризации логического мышления происходит под целенаправленным педагогическим воздействием.

Период жизни, начиная с трех лет, является наиболее сензитивным для совершенствования мыслительной деятельности, так как характеризуется быстрым физическим развитием и является временем интенсивного совершенствования различных видов психогенной деятельности.

Основными посылами совершенствования и усложнения мыслительной деятельности в дошкольном возрасте являются следующие моменты:

  • появление произвольности в поведении и познавательных процессах;
  • способность действовать по образцу и инструкции;
  • умение оценить свою работу и работу других детей, контролировать собственные действия;
  • способность подчиниться требованиям и правилам ситуации;
  • склонность к общему способу действия в условиях решения определенного типа задач.

Еще Л.А. Венгер отмечал, что "своеобразие дошкольного обучения" - это "формирование способностей, а знания, умения и навыки следует подбирать из того, что они могут дать для развития ребенка. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Для подготовки мышления дошкольников к усвоению математических представлений наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша. Данные блоки названы логическими потому, что они позволяют моделировать разнообразные логические структуры и решать логические задачи с помощью создаваемых конкретных ситуаций.

Блоки ДьенешаБлоки Дьенеша

Комплект (универсальное множество) состоит из 48 пластмассовых блоков, каждый из которых обладает четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Широкие возможности для применения в обучении имеет и плоский вариант блоков (фигур), их 24 штуки, каждая определяется тремя свойствами: формой, цветом, величиной.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер). Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки можно использовать:

  • во время непосредственно-организованной деятельности;
  • в самостоятельной деятельности дошкольников (подвижные игры, настольно-печатные).

Для выявления уровня развития логического мышления младших дошкольников необходимо провести оценку индивидуального развития детей в условиях реализации ФГОС ДОО. Целью данной работы является описание усвоенных знаний детей по формированию элементарных математических представлений.

На реализацию данной цели были направлены следующие задачи:

  1. Выявить знания у детей основных цветов.
  2. Выявить у детей знания о геометрических фигурах.
  3. Выявить умения детей классифицировать предметы по величине (большой, маленький).

Для решения задач детям были предложены следующие задания:

  • Для решения первой задачи: "Какого цвета предмет?", "Подбери пару", "Воздушные шары", "Разноцветная поляна", "Собери листочки".
  • Для решения второй задачи: "Какой формы", "Найди свой домик", "Найди такой же", "На что похоже?", "Собери бусы".
  • Для решения третьей задачи: "Найди самый большой/маленький мячик", "Открой-закрой", "Входит и заходит", "Найди домик".

Проанализировав полученные результаты в ходе работы, был сделан вывод, что уровень развития логического мышления младших дошкольников характеризуется как средний. Изменение содержания, усложнение условий педагогической деятельности в соответствии с ФГОС ДОО определили потребность в поисках нового содержания, форм и методов организации работы педагогов дошкольных учреждений.

На основании этого разработана серия игр с блоками Дьенеша (плоскостной вариант) для детей младшего дошкольного возраста с использованием карточек-символов. Отбор данных игр проводился с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.

Работа проводилась по следующим этапам:

1. Детям предлагались игры на классификацию предметов по одному свойству (или цвет, или форма, или размер):

  • по цвету: "Угадай цвет", "Четвертый лишний", "Найди все фигуры, как эта", "Найди не такую фигуру, как эта", "На полянке", "Определи и разложи по цвету".
  • по форме: "Определи на ощупь", "Положи все квадраты в красный обруч, все треугольники – в синий, все круги – в зеленый", "Найди все фигуры, как эта", "Найди не такую фигуру, как эта", "Найди и разложи по цвету", "Собери ягоды".
  • по размеру: "Выложи на верхнюю полоску все большие круги, а на нижнюю – все маленькие квадраты и т.д.", "Бусы для куклы", "Четвертый лишний", "Найди все фигуры, как эта", "Найди не такую фигуру, как эта", "На полянке".

2. Детям предлагались игры на классификацию геометрических фигур по двум признакам:

  • цвет и форма: "Найди свой домик", "Поезд", "Геометрическое лото", "Ремонт поезда", "Собери бусы" (закономерность – меняется цвет и форма), "Путешествие", "Цепочка" "Где какие фигуры лежат".
  • цвет и размер: "Пригласительный билет", "Муравьи", "Найди свою дорожку".
  • форма и размер: "Цепочка", "Дерево", "Засели домики".

После реализации данной серии игр необходимо повторно провести оценку усвоенных знаний детей по формированию элементарных математических представлений по тем же заданиям. Критериями эффективности является улучшение качества ответов детей, увеличение количества детей, которые четко отличают основные цвета предметов, их величины и основные геометрические фигуры.

Опыт нашей работы показал, что для развития мышления детей младшего дошкольного возраста к формированию элементарных математических представлений наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом-математиком З. Дьенешем.

Блоки позволяют моделировать разнообразные логические структуры и решать логические задачи с помощью создаваемых конкретных ситуаций. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным "жизненным" материалом.

Блоки Дьенеша – прекрасный инструмент для развития мышления детей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом