Сборник включает задания с использованием логических блоков Дьенеша по разделам:
"Какой блок потеряли?"
Цель: закрепление знаний детей о порядковом счете в пределах 20.
Задачи:
Материалы: логические блоки З.П. Дьенеша.
Ход игры
Взрослый расставляет на столе логические блоки Дьенеша в последовательности натурального ряда чисел. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один блок.
После того, как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанный логический блок и ставит ее на место числа, которое было пропущено. Тот, кто первый назовет пропущенное число, получает фишку.
Усложнение: убирать несколько блоков из натурального ряда.
Устанавливать соотношение целого и части, размера частей.
"Что чем нужно дополнить?"
Цель: закрепление умений детей устанавливать соотношение целого и части, размера частей
Задачи:
Материалы: логические блоки Дьенеша.
Ход игры
Взрослый раскладывает все блоки Дьенеша перед ребенком и любые незаконченные изображения из логических блоков Дьенеша например дом, корабль, ракета) и просит ребенка дополнить изображения рассказать, почему именно этой фигурой он хочет дополнить изображение и описать логический блок Дьенеша, которым он дополнил изображение.
Цель: закрепление знаний детей о геометрических фигурах. (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Задачи:
Ход игры
Взрослый раскладывает все блоки Дьенеша перед ребенком и просит выбрать из них 4 разных логических блока по форме. Ребенок должен выбрать логический блок в основе которого лежит круг, логический блок в основе которого лежит квадрат, логический блок в основе которого лежит прямоугольник, логический блок в основе которого лежит треугольник.
Взрослый просит охарактеризовать каждый логический блок. Например: Передо мной лежит меленький, тонкий логический блок, у которого в основании лежит треугольник, синего цвета. Треугольник имеет 3 стороны и 3 угла (сопровождает свой рассказ показом), так же треугольник имеет три вершины и т.д.
Учить ориентироваться на ограниченной территории. (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.)
"Не выходи за линии"
Цель: эакрепление умений детей ориентироваться на ограниченной территории.
Задачи:
Материалы: логические блоки Дьенеша, листок бумаги А4.
Ход игры
Взрослый все блоки Дьенеша раскладывает перед ребенком. Потом взрослый объясняет ребенку, что сейчас ему будет необходимо собрать дом из логических блоков Дьеныша, но с одним условием, ему нельзя делать этот дом больше, чем листок А4.
Он собирает дом строго на листе. В конце игры взрослый предлагает рассказать ребенку, какие логические блоки он использовал для постройки дома.
Учить пользоваться в речи понятиями: "сначала", "потом", "до", "после", "раньше", "позже", "в одно и то же время"
"Что сначала, что потом?"
Цель: закрепление использования в речи понятий "сначала" и "потом".
Задачи:
Ход игры
Взрослый раскладывает блоки Дьенеша, либо изображение из блоков Дьенеша. Ребенок внимательно смотрит на блоки Дьенеша и пытается запомнить, как они располагаются. Затем ребенок закрывает глаза и взрослый либо меняет какие-то детали, либо убирает.
Ребенок открывает глаза и объясняет, что изменилось, используя понятия "сначала" и "потом".