Упражнения для развития координации движения и речи "Играем и развиваемся вместе"

Предлагаем оригинальные игры, которые мы используем для коррекционно-развивающей деятельности.

Сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Дидактическая ширма (угадай что там)

Дидактическая ширма сделана для игр с детьми дошкольного возраста. Ребенку необходимо просунуть руки в отверстия и определить на ощупь предмет, описать его словами. Задания могут быть разные на усмотрение педагога.

Дидактическая ширмаДидактическая ширма

Игра "Определи форму"
Педагог предлагает ребенку определить форму предметов, которые лежат за ширмой. Предметы могут отличаться по размеру и изготовлены из разного материала (вариант усложнения игры).

Игра "Угадай игрушку"
Педагог с детьми рассматривает игрушки, обращает внимание на сходства и отличия. Затем ребенку предлагается угадать и назвать предметы, остальные дети следят за правильностью выполнения.

Игра "Собери пирамидку"
Ход игры: Ребенок разбирает и собирает пирамидку на ощупь.

Игра "Сколько матрешек?"
Ход игры: Педагог предлагает посчитать количество матрешек.

Игра "Опиши игрушку"
Ход игры: Ребенок на ощупь определяет, какая игрушка спрятана за ширмой, называет ее и описывает. Как только ребенок справился со своей задачей, остальные дети помогают исправить допущенные ошибки или вносят свои дополнения.

Игры с ширмой рассчитаны для использования, как в индивидуальной работе, так и для групповых занятий.

Игра "Лабиринт"

Деревянная основа с бортиками. С двух сторон прикреплены ручки на веревках для удерживания на весу. С помощью клеевого пистолета наклеиваем трубочки от гелевых ручек или фломастеров.

Ход игры: Дети играют в паре. Удерживают коробку за ручки с обеих сторон. Взять шарик и поместить его в один из углов коробки. Осторожно поворачивая коробку, перемещать шарик по лабиринту, стараясь докатить его до финиша.

Игра "Лабиринт"Игра "Лабиринт"

Во время игры дети договариваются, до какой цифры или цветного квадрата покатят шарик. Это и будет финишем игры. Сложность лабиринта заключается в том, что дети должны в паре работать слаженно и договариваясь управлять шариком. Таким образом учатся сотрудничать во время игры, ориентироваться на плоскости, двигать мяч (шарик) в разном направлении по лабиринту.

Игры-моталочки

Представляют собой деревянные палочки длиной 8-10 см, к середине которых прикреплена атласная лента. Дети держат палочку с двух концов руками и крутят ее в одном направлении. Лента должна накручиваться на палочку.

Игры–моталочки - это полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация, быстрота движений и произвольность внимания

Игры - моталочки используются как в групповой, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей. Во время игры можно проговаривать скороговорки, чистоговорки, короткие стихотворения.

Деревянные палочки с атласной лентойДеревянные палочки с атласной лентой

Игры с песком

Для организации игр с песком (песочная терапия) вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (животные, насекомые, фигурки людей, техника, транспорт, дорожные знаки и т.п.). Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Дети играют с пескомДети играют с песком

А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Упражнения:

  1. "Построение своего мира". Ребенку предлагается создать свой мир на подносе с песком. Пусть он строит как хочет, но соблюдая правило: постройки других не ломать, когда он играет не один.
  2. "Семья в образах животных". Предложите ребенку поселить в песочнице семью зверей, построить город, в котором она живет, или просто создать мир семьи животных. Можно сначала поиграть в разных песочницах, когда каждый из вас строит город для своей семьи животных, а потом уже вместе. Важно, чтобы у вас было как можно больше фигурок животных.
  3. "Прятки". Эта игра направлена на снижение тревожности и борьбу со страхами. Ее суть - закапывание в песок различных предметов, например, игрушек или ракушек. Закапывая или засыпая предмет, ребенок может вдруг осознать свою силу над страхами. А когда он его раскапывает, то борется со своими переживаниями, расправляется с тем, что его тревожит.
  4. "Следы". Чтобы включить в работу оба полушария мозга, ребенок сначала должен играть обеими руками по очереди, затем вместе. Его задача - оставлять на поверхности песка следы, а чьи именно, говорит взрослый. Покажите малышу, как надо оставлять следы: зайца - указательным и средним пальчиком, змейки - мизинцем, удава или мамы-змейки - ребром ладони, кошечки - большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе, и так далее. Придумывайте сказки про тех, кто оставил следы.

Упражнения в песочнице для развития речи детей

  1. "Секрет". Неглубоко в песок зарывается предмет или игрушка. Ребенок плавной, длительной воздушной струей сдувает песок и находит спрятанное.
  2. "Клад". Найти в песке среди других заданную игрушку или букву.
  3. "Найди и опиши игрушку". Ребенок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
  4. "Раздели слово на слоги". Дети рисуют на песке необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова.
  5. "Сказочники". Дети сочиняют сказку, историю с предложенными (самостоятельно выбранными) персонажами.
  6. "Забавные ладошки". Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение.
  7. "Левая и правая". Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Движения рук должны быть синхронными.
  8. "Ожерелье для мамы". Нарисовать пальчиком ниточку и выкладывать на нее бусинки из фасоли и камней.
  9. "Кто спрятался?". Необходимо найти в песке фигурки и назвать первый и последний звук в слове.
  10. "Моторчик". Произносить длительно звук "Р", проводя пальцем дорожку по песку. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, развиваем воображение и речь.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, коррекция, игра