Дети очень любят играть с песком. Они пересыпают его, делают куличики, строят всевозможные башенки. Такие игры не только увлекательны, но и полезны, особенно для детей с ОВЗ. Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.
Среди них встречаются, с одной стороны, гиперактивные, агрессивные, тревожные, а с другой стороны, замкнутые, пассивные, с поведенческими расстройствами. У всех наблюдается повышенная утомляемость, недостаточное развитие координации движений и мелкой моторики рук, снижение внимания, восприятия, памяти и мышления.
В работе с такими детьми мы используем игротерапию, сказкотерапию, изотерапию, куклотерапию. Одним из действенных методов является и песочная терапия, ведь песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, которые отвечают за развитие речевой активности. Наблюдая за детьми, мы заметили, что те из них, которые с трудом разговаривали, намного быстрее преодолевали проблемы с речью. Кроме того, постепенно снижались психофизическое напряжение, тревожность, стабилизировалось психоэмоциональное состояние ребенка, корректировались поведенческие нарушения. Дети стали увереннее проявлять себя в образовательной деятельности, повысилась их самооценка.
Занятия у нас проводятся как индивидуально, так и с подгруппами детей (4 – 6 человек) под музыкальное сопровождение. В основном используется классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение. Работа с детьми начинается со знакомства их с песком: кладут ладошки на песок, а затем тыльной стороной, пытаясь отметить свои ощущения. Затем вводятся игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например, ребенку предлагается сделать дождик из песка: набрать песок в кулачки и медленно сыпать его над песочницей, над одной ладошкой.
Очень нравится детям погружение кулачков в песок, сжимание и разжимание их. Можно предложить нарисовать дорожки, волны одним пальцем, всеми пальцами, ребром ладони, концом кисти. Интересны игры пальцами рук на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера. Очень важно использовать обе руки, иногда одновременно, чтобы благотворно влиять на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействие.
Очень нравятся детям игры-поиски закопанных фигурок. Педагог закапывает какую-нибудь игрушку, а ребенок по отдельным открывающимся частям ее должен догадаться, что было спрятано. Можно закопать 2 - 3 предмета. Ребенок раскапывает их по одному и на ощупь определяет, что это. Проводятся и специальные обучающие игры. Например, дети ищут закопанные в песке пластмассовые буквы и учатся составлять из них слоги и слова или считают камешки, по которым прыгают лягушата, и решают простейшие арифметические задачи. Аналогично проводятся различные упражнения с цифрами и геометрическими фигурами, в процессе таких игр ребенок быстрее запоминает их.
Большой интерес у детей вызывает игра "Подбери друзей". Детям предлагаются картинки с изображением различных животных, для них нужно построить домики, ведь скоро к ним в гости придут их друзья (даются еще картинки, например, слон – собака, кошка - корова). Чтобы определить, где чей друг, нужно произнести названия животных и выделить первый звук в этих словах. Так подбираются пары и заселяются в домики.
Часто в игры включаются дыхательные упражнения. Например, ребенку предлагается воздушной струей сдуть песок с ладошек в песочницу или с помощью одноразовых трубочек для коктейля выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Можно положить картинку и засыпать ее тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Постепенно вводятся небольшие сюжеты. Например, в игре "В лесу" дети действуют уже с фигурками животных, изображают, как прыгают зайчики (кончиками пальцев ударяют по песку), как идут медвежата (кулачками надавливают на песок), как ползут змейки (пальцами рук делают волны в разных направлениях).
В упражнении "Путешествие по морю" дети рисуют всеми пальцами руки волны, а потом одним пальчиком рыбок, морских обитателей и корабль. Аналогично выполняется упражнение "В мире насекомых": дети пальцами рисуют траву, а затем представляют, кто выползает из травы. Это могут быть различные жучки, божьи коровки, и даже насекомые, придуманные самим ребенком, про которых нужно составить рассказ. В процессе таких игр важно проговаривать все действия и добиваться того, чтобы ребенок повторил слова педагога.
Затем сюжеты усложняются. В игре "Моя семья" ребенку предлагается изобразить сцены из жизни семьи: вечерний досуг или выходной день. Он сам выбирает фигурки или предметы-заместители для изображения членов семьи и размещает их в произвольном порядке. Педагог помогает разыграть конкретную ситуацию, а заодно узнать, каковы взаимоотношения в данной семье, какой из родственников наиболее значим для ребенка, комфортно ли членам семьи. Аналогично проходит игра "Мои друзья", где педагог задает конкретную ситуацию: в детском саду или на дне рождения.
Здесь уже раскрываются скрытые проблемы в общении со сверстниками. В ходе игровых действий эти конфликты разрешаются, а ребенок приобретает опыт для преодоления трудностей, которые встречаются в реальной жизни. Интересно проходит игра "На сказочной полянке", которая населена добрыми и злыми персонажами (их придумывает сам ребенок). Он борется со злом, управляет персонажами, проговаривает все слова за них. Игра помогает ребенку осознать, что безвыходных ситуаций не существует и всегда есть право выбора. Опыт, приобретенный в игре, делает ребенка более уверенным и менее тревожным.
Таким образом, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние детей. Проигрывая различные ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картины из песка, ребенок учится понимать себя и других, приобретает опыт разрешения конфликтов, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.