В рамках разрешения нестандартных конфликтных ситуаций, мы предлагаем использовать такие методы, упражнения и игры, направленные на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
Методы |
Виды |
Пример |
формирования сознания |
рассказ; объяснение; этическая беседа; внушение; диспут.
|
Среди методов 1 группы (методы формирования сознания) наиболее часто применяемыми названы объяснение и пример, далее идут этическая беседа и внушение, чуть реже применяется рассказ и совсем редко – диспут. |
организации деятельности и формирования опыта поведения |
упражнение; приучение; требование; общественное мнение; поручение; воспитывающие ситуации.
|
Среди методов 2 группы (методы организации деятельности и формирования опыта поведения) наиболее часто применяемым признан метод поручения, далее идут упражнение и воспитывающие ситуации, чуть реже применяются приучение, требование и общественное мнение. |
стимулирования |
соревнование; поощрение; наказание. |
Среди методов 3 группы (методы стимулирования) часто применяемым признан метод соревнования, за ним следует поощрение и далее наказание. |
В качестве примера выделяем сказкотерапию как один из эффективных методов коррекции - дети очень любят слушать сказки, и в этом смысле дети, проявляющие агрессию, ничем не отличаются от своих сверстников. Поэтому сказка или предлагаемая ребенку история (возможно притча, метафора) - это замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями. Он помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм.
Практическая работа в рамках арт-терапевтических занятий позволяет ребенку научиться справляться с тревожностью. Ритуал начала занятия, приветствие помогают нормализовать общую атмосферу в группе, настроить детей на работу. Цель - коррекция повышенного уровня тревожности является изменение восприятия ребенком себя и окружающей действительности на основе изменения внутренней позиции.
Формы работы на занятиях по сказкотерапии: 1. беседа с ребенком по выбранной сказке; 2. творческая работа по сказке (дописывание, переписывание); 3. рисование по мотивам сказки; 4. создание ребенком своей сказки; 5. чтение притч, былин (решение ситуаций).
Индивидуальное арт-терапевтическое занятие
Тема занятия: «Доктор сказок» блок коррекция беспокойства.
Цель: нормализация или снижение тревожного состояния.
Задачи: 1. снятие усталости, волнения, испуга; 2. снижение чрезмерной возбудимости; 3. снижение взволнованности, чрезмерного волнения.
Методы, используемые на занятии: беседа, обсуждение, релаксация. Длительность занятия 40 минут.
Ход занятия:
Психолог: здравствуй! Закрой глаза и слушай, какие звуки природы ты слышишь, а теперь представь, что мы в сказочном лесу. В этом лесу ты можешь забыть про все хлопоты, которые тебя окружают и тревожат. В лесу есть только положительные эмоции, это радость, смех, веселье, улыбки.
Психолог: открывай глаза, сегодня мы познакомимся с очень интересной сказкой «Доктор сказок», скажи какие образы, ты видишь в голове?
Ребенок: я представляю себе кролика с большими очками в белом халате, с приятной улыбкой на лице.
Психолог: молодец! У тебя очень интересный получился образ. Давай прочитаем сказку! Психолог: понравилась сказка?
Ребенок: нет не понравилась.
Психолог: что, то в ней не хватает, как ты думаешь чего?
Ребенок: не хватает конца.
Психолог: правильно в сказке не хватает конца, давай мы побудем сегодня докторами сказки и вылечим ее, а что нам для этого надо, как ты думаешь?
Ребенок: надо придумать конец сказки.
Психолог: Правильно нужно придумать и закончить сказку вместе.
Психолог: я предлагаю взять тебе ручку и белый листок, на которым мы будем писать, ты согласен помочь сказке?
Ребенок: да.
Психолог: тогда начинай, ты справишься с этим заданием?
Ребенок: да я постараюсь.
Психолог: Смотри, какой интересный конец ты придумал. Давай мы соберем сказку вместе и прочитаем еще раз.
Заключение и анализ работы:
Психолог: молодец! Как ты думаешь, понравилась ли наша концовка сказке!
Ребенок: конечно, понравился, а так она была грустная.
Психолог: что бы ты хотел ей пожелать?
Ребенок: я бы хотел пожелать, чтобы она больше не теряла свой конец.
Психолог: как ты думаешь, правильно ли мы поступили?
Ребенок: да мы правильно поступили, теперь сказка не будет грустить.
Психолог: что понравилось большего всего в сказке?
Ребенок: конец, который я придумал сам.
Психолог: какие чувства вызывает у тебя сказка?
Ребенок: сначала было грустно.
Психолог: тебе было жалко сказку?
Ребенок: да.
Психолог: а кто из героев больше тебе понравился? Почему?
Ребенок: мне понравился сам доктор сказок, потому что он помогает сказкам и книгам.
Психолог: тебе понравилось сегодня работать?
Ребенок: да мне очень понравилось.
Психолог: молодец! Спасибо, что поработал сегодня со мной. Всего доброго!
На сказкотерапевтических занятиях ребенку разрешается делать все, что он захочет - придумывать сказку, рисовать, лепить, делать аппликацию. Дается полная свобода мыслей, воображения, высвобождаются страхи, тревожность, агрессивность. Таким образом, в процессе работы арт - терапевтических занятий у ребенка снижается уровень агрессивности, тревожности, беспокойства.
Ребенок неосознанно, через сказку находит пути решения своих проблем. Сказки помогают ребенку наладить сон, снять напряжение, поверить в себя свои силы, учиться взаимодействовать с педагогом, выполняет установки, снимается внутренне напряжение. Также у ребенка наблюдаются раскрытия творческих способностей.
Подобранные сказки способствуют расслаблению, снятию мышечных напряжений, заменяются отрицательные эмоции на положительные. В связи ребенок знает, как выплеснуть негативные эмоции, не создавая конфликтных ситуаций.