Заключение педагога – психолога по результатам диагностического исследования при подготовке к педагогическому консилиуму по пятым классам: Психологическая адаптация учащихся 5-х классов.
1. Общая характеристика психологических особенностей учащихся 5-х классов.
2. Психодиагностика 5-х классов.
При тестировании 5-х классов использовала следующие методики:
1. Методика проявления тревоги Т.А. Немчин.
2. Методика адаптированности Р.А. Назмутдинов.
3. Мотивация учения Р.С. Немов.
4. Графическая методика « Кактус», по выявлению агрессивности М. Памфилова.
В 5-х классах обучается 95 учащихся, на момент тестирования присутствовали 81 учащихся.
1. Методика проявления тревоги Т. А. Немчин.
Цель: методика адаптированная Т.А. Немчиным, предназначена для измерения уровня тревожности.
5 «а» класс 5 «б» класс 5 «в» класс
высокий –3 – 12% высокий – 2 – 6% высокий – 3 – 12%
средний – 18 – 72 % средний – 23 – 74% средний – 12 – 48%
низкий – 4 – 16 % низкий – 6 – 20% низкий – 1 – 25 %
2. Методика адаптированности Р. А. Назмутдинов.
Цель: помогает построить правильный педагогический прогноз о вероятном характере и особенностях поведения ребёнка в школе.
5 «а» класс 5 «б» класс 5 «в» класс
высокий – 4 – 16% высокий – 14 – 45% высокий – 13 – 52%
средний – 8 – 32 % средний – 8 – 26% средний – 8 – 32%
низкий– 13 – 52 % низкий – 9 – 29% низкий – 4 – 16 %
3. Мотивация учения Р.С. Немов.
5 «а» класс
1. Почему ты ходишь в школу?
Учебно-познавательный – высокий уровень –7 –28 %
Широкий социальный – средний –23-92 %
Позиционный – низкий – 76 %
2. Что в школе тебе не нравится больше всего?
- Грубое отношение учителей 52 %
- Враждебное отношение одноклассников –52%
- Скучные уроки –48%
3. Что мешает тебе хорошо учиться?
1. Не хватает времени – 60 %
2. Сложно усваиваю теоретический материал –44%
3. Нет достаточного терпения и трудолюбия –32 %
4. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?
1. Хочу знать свои возможности и способности –60 %
2. Хочу научиться какому-то полезному делу –52 %
3. Хочу преодолеть трудности в учении – 48%
5. Оцени свою работу в школе
1. Учусь по возможности –68 %
2. Учусь в полную силу – 52%
3. Учусь по необходимости, учусь потому что заставляют – 48%
4. Не хочу учиться- 24%
5 «б» класс
1. Почему ты ходишь в школу?
Учебно- познавательный – высокий уровень – 32 %
Широкий социальный – средний –65 %
Позиционный – низкий – 61 %
2. Что в школе тебе не нравится больше всего?
1. Скучные уроки –55%
2. Отсутствие интересных дел и занятий во внеурочное время –42%
3. Враждебное отношение одноклассников, отсутствие порядка и дисциплины, отсутствие свободы и самостоятельности- 29 %
3. Что мешает тебе хорошо учиться?
1. Сложно усваиваю теоретический материал –48 %
2. Плохо работает память – 45%
3. Нет достаточного терпения и трудолюбия – 29 %
4. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?
1. Хочу знать свои возможности и способности –55 %
2. Хочу научиться правильно организовывать свой труд – 48%
3. Хочу научиться какому-то полезному делу –42 %
5. Оцени свою работу в школе
1. Учусь по возможности –65 %
2. Учусь в полную силу – 45%
3. Учусь по необходимости, учусь потому что заставляют – 45%
4. Не хочу учиться- 19%
5 «в» класс
1. Почему ты ходишь в школу?
Учебно- познавательный – высокий уровень – 14- 16 %
Широкий социальный – средний –23- 92 %
Позиционный – низкий – 11-44 %
2. Что в школе тебе не нравится больше всего?
1. Грубое отношение учителей – 64%
2. Враждебное отношение одноклассников, отсутствие интересных дел и занятий во внеурочное время –52 %
3. Что мешает тебе хорошо учиться?
1. Не хватает времени – 60 %
2. Сложно усваиваю теоретический материал - 56%
3. Не могу правильно организовывать свой учебный труд -48 %
4. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?
1. Хочу знать свои возможности и способности, хочу преодолеть трудности в учении –68 %
2. Хочу научиться какому-нибудь полезному делу – 64%
3. Хочу заниматься в творческих кружках –48 %
5. Оцени свою работу в школе
1. Учусь в полную силу – 84%
2. Учусь по возможности –64 %
3. Учусь по необходимости– 48%
4. Графическая методика « Кактус», по выявлению агрессивности М. Памфилова.
Цель: наличие агрессивности, её направленность, интенсивность, состояние эмоциональной сферы ребёнка.
В рисунке просматриваются следующие качества:
1. Агрессивность
2. Импульсивность
3. Эгоцентризм, стремление к лидерству
4. Неуверенность в себе, зависимость
5. Демонстративность, открытость
6. Скрытность,осторожность
7. Тревожность
8. Женственность – наличие украшений
9. Экстравертность (общительность)
10. Интровертность (уход в себя)
11. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности
12. Оптимизм.
5 «а» класс
1. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – 88%
2. Агрессивность –56% ( зачитываю Ф.И. учащихся)
3. Интровертность – 52%
4. Экстравертность – 48 %
5. Демонстративность, открытость, оптимизм, тревожность – 28%
(Ф.И. учащихся).
6. Импульсивность –16%( Ф.И. учащихся)
7. Эгоцентризм – 8%
8. Неувернность в себе – 4 %
5 «б» класс
1. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – 77%
2. Экставертность – 68%
3. Агрессивность – 52% ( Ф.И. учащихся)
4. Оптимизм – 45%
5. Демонстративность, открытость – 42%
6. Интровертность – 19%
7. Тревожность (Ф.И. учащихся) – 16%
8. Импульсивность (Ф.И. учащихся ), неуверенность в себе, зависимость- 6%
5 «в» класс
1. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – 100%
2. Экстравертность – 68 %
3. Оптимизм – 64%
4. Демонстративность, открытость – 44%
5. Агрессивность –36% (Ф.И. учащихся)
6. Интровертность –32%
7. Женственность –24%
8. Тревожность –12% (Ф.И. учащихся)
Рекомендации
1. Учитывать индивидуально- психологические особенности учащихся при объяснении нового материала и проведении самостоятельных работ (дифференцировать задания по уровням).
2. На уроках создавать благоприятную психологическую атмосферу, т.к. только в этом случае возможен процесс в его развитии.
3. Обучение строить так на уроке, чтобы дети не боялись делать ошибки.
4. Использовать в обучении принцип соревнования и игры по правилам, с результативным выигрышем, в виде желания ребёнок получит хорошую отметку.
5. Отношение к детям на уроках должен быть доброжелательным, дружелюбным, недопустимо порицание за неуспех.
6. Уделять внимание развитию детей способности самооценки своей работы ( самооценка позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого).
7. Осуществлять индивидуально-личностный подход в обучении и в в воспитании с учётом результатов психодиагностики:
Высокий уровень тревожности:
5 «а» класс 5 «б» класс 5 «в» класс
высокий –3 – 12% высокий – 2 – 6% высокий – 3 – 12%
средний – 18 – 72 % средний – 23 – 74% средний – 12 – 48%
низкий – 4 – 16 % низкий – 6 – 20% низкий – 1 – 25 %
Низкий уровень адаптированности:
5 «а» класс 5 «б» класс 5 «в» класс
высокий –4 – 16% высокий – 14 – 45% высокий – 13 – 52%
средний – 8 – 32 % средний – 8 – 26% средний – 8 – 32%
низкий– 13 – 52 % низкий – 9 – 29% низкий – 4 – 16 %
8. Использовать в работе с учащимися активные формы.
9. Проводить работу классным руководителям, учителям предметникам в тесном контакте с родителями.