Один из ведущих видов художественной деятельности ребенка – рисование, которое является одновременно и способом самовыражения. Рисунок может помочь раскрыть внутреннее состояние ребенка. Этой проблеме посвящена данная методическая разработка. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, автор работы делится своими наблюдениями за ролью рисования в психологическом развитии ребенка, знакомит с методами «арт- терапии».
Работа адресована психологам и учителям образовательной области «Искусство».
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1 Образный язык рисунка
1.2 Анализ рисунка
1.3 Особенности организации процесса рисования
1.4 Арт-терапевтические методы
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Общаясь с детьми на уроках и на занятиях в кружке, я обратила внимание на то, как много детей неуравновешенных, легковозбудимых или, наоборот, заторможенных, забитых.
Чуть что не так, некоторые плачут, другие становятся агрессивными и т.д.
Необходимо помочь детям! Это были раздумья, мысли. Всерьез заняться этим вопросом меня подтолкнул один из педсоветов, на котором поразили цифры о состоянии здоровья детей. Сердечно-сосудистыми заболеваниями больны 17% детей, заболеваниями опорно-двигательного аппарата страдают 23%, желудочно-кишечного тракта -14% и т.д.
Это физическое состояние школьников, на которое, конечно, оказывает влияние психологическое здоровье детей. На психологическое здоровье влияет многое: экология, быт, материальной и моральное состояние семьи, микроклимат в коллективе, отношения со сверстниками во дворе, физические и умственные нагрузки и т.д.
Как же помочь детям? Мы можем, конечно, порекомендовать обучающимся и их родителям обратиться за помощью к психологам и психотерапевтам. Но, на мой взгляд, можно помочь ребенку и на уроках, особенно на уроках эстетического цикла: музыки, физкультуры, ИЗО.
Как? Прежде всего, надо создать психологический комфорт на уроке. Это зависит от педагога. Ведь надо знать каждого ребенка, найти с ним общий язык, взаимопонимание, вызвать на откровенность.
Я начала присматриваться, разговаривать, слушать, больше улыбаться, экспериментировать и … читать. Читать литературу по психологии. Обнаружилось, что психологи считают детский рисунок выразительным средством познания личности ребенка. Один из ведущих видов художественной деятельности ребенка – рисование, которое является естественным для него способом и самовыражения, и контакта с окружающим миром.
Рисунок на заданную тему может помочь раскрыть внутреннее состояние ребенка на данный момент. И если учитель будет неравнодушен, внимательно присмотрится, пропустит состояние ребенка через свою душу, то многое заметит.
Ведь ребенок внедряет в рисунок свой жизненный опыт, свои представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления; отношение к изображаемому; эмоциональные впечатления, вызываемые у ребенка предметами и событиями.
Детские рисунки выглядят порой обманчиво примитивными, но являются при этом чрезвычайно глубокими.
Создавая рисунок на заданную тему, ребенок рисует реальность такой, какой она предстает в его объективном переживании.
И как бы автор не был преисполнен желанием удержаться в рамках строгого реализма (а дети обычно стремятся к точности изображения), содержание переживания, настроение помимо авторской воли накладывает отпечаток на форму и стиль изображения. Это влияние проявляется в различных погрешностях, деформациях, привнесениях и т.д. – благодаря чему изображение и начинает наделяться условной языковой функцией.
В рисунках детей отдельные фигуры могут произвольно изменять свои размеры; причудливо гибкими оказываются и пропорции тела, а также отдельные его части. И сколько бы ребенок не стирал нарисованное, пытаясь исправить его – новую линию он рисует так же, как рисовал первоначально. И комментирует: «Не могу круг нарисовать», или обращается за помощью. На что я стала говорить: «Сегодня твоя рука так рисует. Завтра будет лучше. Пусть остаётся так, как рисуется сейчас».
Я должна заметить психологическое состояние ребенка посредством его работы, направить его деятельность в нужное направление для исправления негативного эмоционального настроя.
1.1 Образный язык рисунка.
В рисунке, где роль собственного слова стремится к нулю, реальность языка представлена во всей своей первобытной силе. То, что в языке предстает в виде привычной фигуры речи, застывшего языкового оборота – оживает в образе, сообщая ему определенное значение. Например, дети, ощущающие дефицит общения с близкими или собственную неконтактность, часто рисуют себя и тех, кто их окружает, без кистей рук. На память ряд соответствующих выражений: «Вести за руку» (в смысле воспитания), жить или делать что-то «рука об руку» и, наконец, «как без рук», когда хотят выразить полную беспомощность.
Дети, в силу каких-то причин утратившие отца рисуют себя без стоп, как дерево без корней. Во многих мифологиях «дерево жизни» выступает прообразом не только Вселенной, но и человеческого рода. Корень – основа рода. Отец – первое лицо в семье, её корень. Без корней, без рода, без стоп – без отцовской опоры. И на этот случай в языке немало близких по смыслу выражений: кого-то «поставить на ноги» - в значении дать опору, воспитать; «стать на ноги»; «стоять на своих ногах»,- то есть вырасти, обрести самостоятельность; «прочно стоять на земле» - опять же чувствовать уверенность, опору в самом себе.
«Вы никогда не задумывались, почему такой популярностью у детей пользуются ушастые и глазастые персонажи мультфильмов? Как думаете, для чего человеку глаза? Если вы думаете, для того, чтобы рассматривать окружающие предметы – вы глубоко заблуждаетесь. С точки зрения ребенка, глаза даны для того, ими плакать» - пишет психолог В. Лосева.
Поэтому глаза - это орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком, как тревожные, беспокойные и нуждающиеся в спасении.
Персонажи с глазами «точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся просить о помощи.
Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должны слушаться окружающих. Персонаж вообще без ушей может игнорировать то, о чем говорят.
А теперь вспомним, зачем человеку рот. Чтобы есть и говорить? Не только. Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, говорить обидные слова. Поэтому рот – это ещё и орган нападения. Персонаж с более заштрихованным ртом воспринимается ребенком, как источник угрозы, связанный с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах).
Персонаж вообще безо рта или со ртом – «точкой», («чёрточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей.
Особенно все детали изображаемого важное значение приобретали у дошкольников, с которыми мне и моему классу пришлось работать при реализации социального проекта «Вместе весело шагать».
Проект предусматривал эстетическое развитие детей дошкольного возраста в союзе со старшеклассниками. (Прил №1)
1.2 Особенности организации процесса рисования.
Процесс понимания рисунка, благодаря которому из первоначально неуловимого, размытого, неопределенного в своей многозначности содержания, возникает преобладающая идея, согласно которой, в разрозненные фрагменты детской работы вносятся порядок и связь, достаточно сложен. Он в большей степени интуитивен, а значит совершается в том числе за счет работы бессознательного.
Проникновение в скрытый план символа, безусловно, требует вчувствования в содержание детской работы, восприятия её глазами автора и проживания, как бы его душой.
Важное требование: какова бы не была тема рисунка, он должен создаваться в присутствии того, кто будет его анализировать. Здесь важно всё: последовательность появления деталей, если объект один; последовательность изображения членов семьи, если это семья. Желательно фиксировать все спонтанные высказывания в процессе рисования. Полезно отмечать, о чем ребенок говорит много и с удовольствием, а о чем говорить не хочет; работает ли ребёнок свободно или закрывшись от вас рукой. Всё это очень ценно. В классе, где 25 обучающихся, во время урока трудно уделить достаточное внимание каждому. Я пригласила для беседы детей, имеющих мотивацию к творческой деятельности.
Дети могут любить или не любить математику или физику, литературу или историю. И всё это происходит по какой-то причине. А мне, учителю изобразительного искусства, конечно, интересно знать, почему наши ученики любят или не любят рисовать. С таким вопросом я обратилась к детям.
Младшие, конечно, любят рисовать все, потому что:
«… Это очень красиво…» Игорь, 3 кл.
«… Мне нравится водить цветной кистью по белой бумаге, она вдруг оживает…» Маша, 3 кл.
«… Это интересно! В вдруг получится чудо…» Ира, 2 кл.
«… Можно рисовать даже то, что невозможно увидеть. Я люблю фантазировать…» Дима, 4 кл.
А почему дети не любят рисовать? Вот характерный ответ: « У меня не получается. А у Лены лучше…».
Именно после анализа детских ответов, я задумалась, как помочь детям, так как уроков изобразительного искусства очень мало. Вот и появилась в школе изостудия «Фантазейка» для младших школьников. Название которой я взяла из ответа Димы, уж очень он любит фантазировать.
И дело пошло. Мы рисуем всюду и везде участвуем, даже создаём книжки-малышки для воспитанников детского сада. Сами рисуем, сами сочиняем. (Смотри приложение 2.)
Моя работа не ограничивается рамками уроков изобразительного искусства и деятельностью изостудии «Фантазейка». Летом, во время работы летнего Центра дневного пребывания детей, я веду кружок изобразительного искусства, который пользуется популярностью у детей, посещающих школьный Центр дневного пребывания детей. Анализируя детские работы, вижу состояние их психологической комфортности.
1.3 Анализ рисунка.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов.
Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение его на листе, пропорции отдельных его частей, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и отдельных его частей, выделение отдельных его деталей.
Итак, для анализа используются три аспекта оценки:
1) Детали рисунка. Ребёнок может показать на своем рисунке, какие детали имеют для него жизненную значимость (подчеркивает, стирает, пропускает некоторые для него неважные детали). Например, паровоз не обязателен, если в вагонах едут любимые персонажи и т.д.
2) Пропорции. Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций или отношений. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Если какая-то фигура в восприятии автора психологически доминирует – значит, и на рисунке, она она может выглядеть крупнее, внушительнее, масштабнее других; если двое в семье чувствуют отчужденность друг от друга, то и на рисунке их изображения могут быть прорисованы четкими преградами.
3) Перспектива. Перспектива демонстрирует более сложные отношения человека к его психологическому окружению. При оценке, внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бежит, танцует, играет), чаще всего демонстрирует активное, творческое отношение ребенка к своей жизни.
Проводя тот или иной рисуночный тест, можно получить следующую информацию:
1. Рисунок семьи. (Прил № 3)
Цель применения теста – выявление особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы, оцениваются особенности восприятия и переживания ребенком отношений в семье. Основные категории – благоприятная семейная ситуация; тревожность, конфликтность в семье; чувство неполноценности в семейной ситуации.
2. Рисунок «Несуществующее животное». (Прил № 4)
Пример психологического портрета самого себя. Основные категории – личностные качества: активность или бездействие в значимых ситуациях; агрессивность, уверенность или неуверенность в себе и своих возможностях.
3. «Нарисуй себя» или «Нарисуй свой портрет в лучах солнца». (прил №5)
Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей.
1.4 Арт-терапевтические методы.
В каждом классе есть такие дети, с которыми надо очень серьёзно заниматься школьным психологам, они требуют особого отношения, более бережного. Им важно, если учитель просто подойдет и погладит ребенка по голове, пошутит, найдет что-то хорошее в работе. Психологи считают, что в лечении таких детей изобразительное творчество занимает не последнее место.
В психотерапии есть такое понятие «арт-терапия». Чаще всего оно означает «лечение изобразительным творчеством» (рисунок, живопись, лепка, пластика). Арт-терапия основывается на том предположении, что внутреннее «Я» начинает отражаться в визуальных формах, как только человек начинает спонтанно рисовать, писать красками.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоционального состояния, которыми многие люди пользуются самостоятельно, чтобы снять накопленного психического напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Но, говоря о детской арт-терапии, сам процесс рисования – особенно при изображении значимых ситуаций – обладает психотерапевтическим действием, снимая внутренне эмоциональное напряжение; негативные чувства (страх, гнев) переживаются в безопасной форме.
Рисунок в арт-терапии – способ познания и особый вид коммуникации, уникальный способ избежать внутренней цензуры: сообщение о себе того, на что не отважился бы словом.
Рисунок – это уникальная возможность проживания в цвете, фактуре, размере. Ощущения могут быть усилены в ходе групповых занятий за счет общения и взаимодействия. Такие группы удобно создавать в школе (класс, кружок).
Основные принципы арт-терапевтических упражнений.
1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного или неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать.
2. Дети как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являются экспертами в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны.
5. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
6. Основные правила: при работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
Примерный список основных правил:
1) внимательно слушать друг друга;
2) не перебивать говорящего;
3) уважать мнение друг друга;
4) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;
5) все должны чувствовать себя комфортно;
б) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным, если не было решено иначе.
7. Процесс и продукт: хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.
8. Способы работы: упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью в отношением детей, но, прежде всего — поставленными целями. Например, при работе с классом для развития сотрудничества может потребоваться высоко структурированный подход, чтобы каждый ребенок знал, что от него требуется и как это соотносится с целым.
9. Способы хранения работ: нужно найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится и ми. Существует множество способов — это, например. особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно).
Ученики получают, очень простые, не вызывающие тревоги, задания, чтобы освободиться от контроля сознания и спонтанно выразить внутренние ощущения.
В такой работе можно использовать следующие методики:
1. Самым любимым детьми упражнением является изготовление «Монотипий» («многотипий» - как называют их дети; впрочем, сначала было придумано другое название – «неповторимое чудо»). (Прил №6)
И вот, когда шедевр готов», необходимо придумать название. Название иногда придумывается коллективно. Эта работа показывает детям, что, имея под рукой всего три краски, можно получить нечто такое, что никто в мире не сможет получить.
2. «Добро и зло». Детям предлагается изобразить своё «добро» и «зло» в их понимании. После окончания работы, нужно попросить ребенка рассказать, что было нарисовано первым (обычно «зло»). Затем предлагается выбрать «самое злое зло» и «самое доброе добро». (Прил №7)
3. «Моё настроение». Предлагаются листы самых различных форматов, ведь настроение у всех разное. Подбираются соответствующие настроению краски. Можно пронаблюдать, как к концу работы настроение поднимается, соответственно работа делается радостнее, ярче.
4. «Разговор». Два партнера: рисуют каждый отличным от другого цветом, молча. В конце, кто что хочет сказать партнеру. Важно: кто начал рисовать, был ли это разговор на равных или был лидер, получился ли это общий рисунок. Педагог наблюдает.
5. «Каракули». Два партнера, закрыв глаза, рисуют каракули – что-нибудь дельное.
6. «Космический корабль» (направленная визуализация)
«Ты летишь на неизвестную комическую станцию. Ты оставляешь все и всех позади. Ты не знаешь, когда ты вернешься обратно. Ты можешь взять с собой только один контейнер, но можешь положить туда все, что хочешь. Можешь взять с собой что угодно, но выбирай внимательно, потому что это твой единственный шанс.
Нарисуй или построй свой контейнер, наполнив его изображениями или моделями того, что ты хочешь взять с собой».
7. «Безопасные места» (направленная визуализация)
«Закрой глаза и представь себе комнату, в которой тебе тепло, радостно и совершенно безопасно. Эта комната принадлежит только тебе. Здесь тебя никто не может обидеть, никто не может войти, если только ты сам того не захочешь. Что находится в твоей комнате? Есть ли там кровать, стол, занавески, ковер? Есть ли стул? Он большой и мягкий или деревянный и жесткий? Есть ли окна? Занавески задернуты или отдернуты? Есть ли полки? Что на них? Журналы или книги? Мягкие игрушки? Игры? Комната светлая или темная? Не открывая глаз, еще раз осмотри свою безопасную, уютную комнату.
Открыв глаза, нарисуй свою комнату как можно подробнее»
Всякий раз необходимо проговаривать, что произошло во время рисования. Вообще после каждого упражнения дается возможность проговаривать свои чувства и переживания. Каждый может высказываться и в процессе рисования.
Дети учатся с чуткостью и пониманием относиться не только к собственным, но и к чужим переживаниям; узнают, что такие же чувства может испытывать другой. Для каждого ребёнка важно, что его чувство понято и принято.
Заключение.
Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смещение внутренней и внешней реальности. Предметы внешнего мира наделяются чувствами. Ребенок творит и развивает свою фантазию. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет.
У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики или этики.
И мне хотелось бы не только любоваться той или иной работой, не только давать оценку правильности изображения предметов, а прочувствовать, пронести каждую работу школьника через себя, видеть душой и сердцем.
Ведь всё, что рисуют дети, - это письма нам, взрослым, которые они пишут на одном им известном языке. Научиться читать их мы можем только любя.
Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно. Как особую черту детского творчества психолог Л. С. Выготский отмечает синкретичность. Рисунок, драма, литература, творчество в детском творчестве идут бок о бок. Например, принимаясь рассказывать какую-нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее.
Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формулируют познаваемое и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.
Рисунок, как игра, «компенсирует малые права ребенка среди взрослых». Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его психологического развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.
Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Продуманная работа по созданию психологического комфорта в коллективе обучающихся, выявление детей с мотивацией к творческой деятельности создает ситуацию успеха.
Мои воспитанники постоянные участники творческих конкурсов, фестивалей, выставок:
№ п/п |
Название конкурса |
Фамилия, имя обучающихся, класс, год |
уровень |
Результат |
1. |
Конкурс рисунков «60 лет Кузбассу» |
Величинский С. 10 кл. 2004. |
область |
1 место, поездка на Кипр |
2. |
Конкурс рисунков «60 лет Победы» |
Величинский С. 11 кл. 2005. |
город |
1 место, грамота |
3. |
Конкурс рисунков «Красная пасха» |
Помогова К. 11 кл. 2006. |
город |
1 место, грамота, подарок |
4. |
Конкурс рисунков «Красная пасха» |
Бондарев Р. 5 кл. 2006. |
город |
3 место, грамота, подарок |
5. |
Конкурс плакатов «Выборы глазами детей» |
Группа учащихся 8 класса в количестве 6 человек. 2006. |
область |
Лауреаты, грамота |
6. |
Конкурс рисунков, посвящённый 15-летию МЧС |
Крутова А. 6 кл. 2006. |
область |
1 место, грамота, диплом, денежная премия |
7. |
Конкурс рисунков «Рождество Христово» |
Бондарев Р. 5 кл. 2006. |
город |
Путёвка на Черноморское побережье, ценный подарок |
8. |
Конкурс рисунков «Пожарная безопасность» |
Мантанов С. 6 кл. 2006. |
область |
1 место, грамота, денежное вознаграждение, путёвка на Черноморское побережье |
9. |
Конкурс рисунков «Рождество Христово» |
Сатановский М. 3 кл. 2007. |
город |
1 место, Грамота, подарок |
10. |
Конкурс рисунков «Пожарная безопасность» |
Борщова В. 8 кл. 2007.
Хабирова В. |
город |
2 место, грамота, ценный подарок 3 место, грамота, ценный подарок |
11. |
Конкурс экологических листовок «Птичья столовая» |
Сапунова Ю.6кл. Петрухин И. 6 кл. Хабирова В. 9 кл. 2007. |
город |
1 место 1 место 2 место, грамоты |
12. |
Конкурс экологических листовок «Берегите первоцвет» |
Крутова А.6 кл. Сирицина К. 7 кл. 2007. |
город |
2 место, 2 место, грамоты |
13. |
Конкурс Рисунков «Семьёй единой город славен» |
Жаркова А. 9 кл. Чернова М. 10 кл. Хабирова В. 9 кл. Медведева Н. 9 кл. 2007. |
город |
1 место 2 место 2 место 3 место грамоты |
14.
|
Международный конкурс рисунков «Успех 2007»
|
Жаркова А. 9 кл. 2007. |
Москва |
Сертификат участника |
15. |
Конкурс рисунков «Портрет малой родины» |
Хабирова В. 11 кл. Арышева В. 7 кл. 2008 |
город |
1 место 2 место грамоты. |
Каждый год я с особым волнением и трепетом жду встречи с первоклассниками, милыми и любознательными, подкупающими своей непосредственностью и детской наивностью, с открытой душой и нестандартным взглядом на все происходящее. Уже на первых уроках нашего знакомства предлагаю детям нарисовать свою семью, изобразив и себя в кругу близких ему людей. Какими забавными получились их рисунки! Но среди всех меня заставил задуматься рисунок маленького Вовы, который семью изобразил мрачными черными красками, непонятными знаками и символами. Значит, душа маленького человечка просит о помощи, взывает нас, взрослых, о внимании к себе и своим проблемам. Вперед, дерзай, учитель, вот оно, новое поле деятельности!