Данный мини-семинар проводился в рамках внутришкольного конкурса профессионального мастерства, как итог работы методического объединения (МО) узких специалистов: учитель - логопед, психолог, дефектолог, социальные педагоги. На семинар были приглашены не только директор, заместители по учебной и воспитательной работе, учителя предметники и воспитатели, но и все сотрудники школы- интерната: медсестры, врач-педиатр, бухгалтера, юрист, обслуживающий персонал и все специалисты.
Целью этого мероприятия является развитие сплоченности всего трудового коллектива, преодоление напряженности в отношениях не только педагогов, но и других работников учреждения. Посредством этого мероприятия, возможно нивелирование напряженности, ведь ни для кого не секрет, что в любом коллективе случаются конфликты, что впрочем, естественно, ведь это является частью отношений между людьми. Мероприятие подобного типа смогут проводить не только психологи, но и учителя – предметники, воспитателя ДОУ и педагоги дополнительного образования.
Цель: сплочение трудового коллектива.
Задачи:
- создание взаимной эмпатии;
- стабилизация эмоционального настроя рабочей атмосферы;
- способствование снятию стереотипов и авторитарности деловых отношений. Форма проведения: семинар – практикум
Методы и приемы: психологические игра, упражнения эмоционального настроя и мобилизации психологических ресурсов, медитация, рефлексия.
Оборудование: ручки, листы бумаги;
Предварительная работа:
- Оформление рабочего пространства;
- Подборка музыкального сопровождения;
- Подбор и разработка информационного материала;
- Подбор психологических упражнений для практической части.
Участники:
- Трудовой коллектив;
- Специалисты психолого – педагогического сопровождения.
Создание особой атмосферы и общего эмоционального настроя:
Звучит романтическая музыка, участники семинара рассаживаются по кругу.
Ход мероприятия:
Вводная часть:
1) Вступительное слово руководителя МО (3 мин.)
Трансляция мини - фильма о деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения (социальные педагоги, учитель - логопед, педагог - дефектолог, педагог – психолог). (7-10 мин.)
2) Психолог приветствует членов коллектива.
Информативная часть:
Психолог: Мне хочется сегодня, что бы мы забыли, что мы педагоги. Мы просто люди, мы женщины и мужчины и это замечательно. То, о чем мы вам расскажем, пригодиться не только в работе, но и в повседневной жизни, ведь мы, прежде всего живые люди, со своими особенностями, мы вращаемся в кругу своей семьи, среди других людей, таких обычных и необычных. Может кто-то узнает сейчас себя или знакомого, а может и своих учеников или своих детей и внуков. Сегодня с нами не только педагоги и если что-то кому-то будет не понятно, мы попытаемся вам все разъяснить и рассказать более привычными словами.
Переход от слов психолога к выступающему построен в виде обычной беседы двух коллег - приятельниц.
1) (Приложение 1) «О использовании техник нейро -лингвистического программирования (НЛП) в отечественной педагогике» (8 мин.)
Слово учителя – логопеда и дефектолога.
(Приложение 2) «Рекомендации как наладить взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно» (3 мин.)
Слово учителя – социального педагога.
Слово передается психологу.
Практическая часть:
1) Мини – тренинг для трудового коллектива
Проводит психолог
Разминка:
Упр. «Люди – к людям» (5 мин.)
Микро-цель: создание единого пространства и эмоционального раскрепощения.
После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.). Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.
Рабочий этап:
Упр. «Сказочники» (работа в командах) (10 мин)
Микро – цель: создание позитивного настроения и общности работы в малой группе.
Педагогам напоминаются сюжеты известных русских сказок, и предлагается составить и рассказать новые версии - в жанре детектива, любовного романа, трагедии и т.д. Группу - победителя определяют с помощью аплодисментов.
Игра: «Опасность» (15 мин)
Микро – цель: отработка умения общего реагирования и собранности, надежности коллектива.
Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. «Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)». После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: «Дадим отпор пещерным львам (или др.)». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
Рефлексия:
- Что вы почувствовали во время игры, и в какие именно моменты?
- Переживали ли вы за других?
Упр. «Молекулы» (10 мин.)
Микро – цель: Осознание чувства «общего тела».
Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - «тишина и замри», два сигнала - «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала - «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 4)!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).
Заключительный этап:
Импровизированная медитация (работа с чувством вины и обиды). (7-10 мин).
Звучит медитативная музыка и речь психолога. (Приложение 3)
(Кто никогда не проводил раньше медитации, маленький совет - слушайте свой голос, это не так просто как может показаться, выдерживайте паузы и учитесь подавать фразы – образы как хрупкие и нежные цветы и самое важное! Вы должны ярко представлять то, что вы хотите передать участникам медитации).
Рефлексия мини-тренинга:
- Что вам запомнилось в нашем занятии;
- Были ли какие-то трудные моменты;
Психолог озвучивает цель мини-тренинга и обсуждение с коллективом.
- Хотелось бы вам продолжать подобные занятия так же и дальше.
Обсуждение, получение обратной связи.
Заключительная часть семинара:
1) Заключительное слово руководителя МО
В подарок каждому участнику нашего мини – семинара дарится маленький юмористический календарь «Антистресс» (календарь разработан самостоятельно с юмористическими замечаниями о ситуациях происходящих в рабочей обстановке или между коллегами). (3мин.)
2) Если вас заинтересовало то, о чем мы вам рассказали в первой части семинара, более внимательно все можно будет прочитать в электронной рассылке в вашей электронной почте.
Всем спасибо, мы признательны вам за вашу открытость и включенность в наше мероприятие!