Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от ее развития напрямую зависит его качество жизни.
1. Игры с природным материалом (шишки, грецкие орехи, каштаны, косточки абрикоса или персика).
Используем для массажа рук. Перекатываем предмет между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
2. Сухой бассейн
Даже продукты питания можно использовать в развитии мелкой моторики. Нужно насыпать фасоль в емкость и спрятать в ней игрушки из киндер сюрприза.
3. Бусы
Перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке). Нанизывать бусинки на нитку.
4. Бельевые прищепки
Поочередно "кусать" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха (самомассаж).
Цеплять прищепки к натянутой веревке.
Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, дождик к тучке, колючки к ежику и т.д.)
5. Игры с резинкой для волос
Перстенек
На пальце - перстенек.
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
Назад воротился. (Надеваем и снимаем резинки, начиная с большого пальца и обратно)
6. Пуговицы
Выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы и т.д.
Разложить пуговицы: самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.
7. Рисование на песке и крупах
На подносе ровным слоем насыпать песок или крупу (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции.
8. Крупа
Перебирать. Сортировать. Угадывать с закрытыми глазами.
Придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук, стараясь при этом делать вращательные движения.
9. Счетные палочки, спички
Выкладываем на плоской поверхности узоры, фигуры.
Выложить к фигуркам из картона (лучики к солнцу, ежику – колючки и т.д.).
Строить "сруб". Чем выше и ровнее "сруб", тем лучше.
10. Пробки
Положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно "ходить" одной, двумя руками одновременно (4 пробки).
Разложить по цвету
"Рисовать" цветы и т.д.
11. Шестигранные карандаши
Покатать между ладоней.
Катать двумя пальцами так: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и обратно (на правой руке, затем на левой и двумя одновременно).
12. Решетки для раковины
"Ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам решетки двумя руками одновременно или поочередно.