Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с пальчиковыми играми;
- Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре, повторение звукосочетаний;
- Приобщать к пальчиковым играм с детьми в семье;
- Привлечь родителей к изготовлению пособий для развития моторики и координации движений пальцев рук.
Ход собрания
Вступительное слово
Добрый вечер уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем поговорить о развитии речи ваших малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.
Сообщение «Значение мелкой моторики для развития речи детей»
Самые важные годы в жизни человека – это детские годы. От педагогов и родителей зависит, как они пройдут. И поэтому все усилия, которые прилагаются для физического и умственного развития ребенка, должны прилагаться как можно раньше. Сегодня мы поговорим о воздействие пальчиковой игры на речевые функции и здоровье детей.
Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Это любимая одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила» и другие. Исследованиями ученых установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три («сделай вот так» - и показываем, как это надо делать).
Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это – неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцами не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Немецкий философ Иммануил Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.
При массировании мизинца активируется работа сердца,
безымянного пальца – печень,
среднего – кишечник,
указательного – желудок,
большого – голова.
Уникальным средством развития речи детей являются пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи.
Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков. И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)
Он бежит по переулку.
Барабанит по окошку, (На каждую строку загибаем пальцы)
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями)
Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома
(Приложение)
Задание для родителей придумать игру с предметом.
1 команда – цветные веревочки.
2 команда – пробки от пластиковых бутылок.
Показ пальчиковых игр
Родители выбирают из картотеки любую игру и проводят ее со всеми родителями.
Изготовление пособий для игр с прищепками.
Заключительное слово
Вот и подошло к концу наше собрание! Надеемся, что оно было для Вас полезным. Помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!
Закончить наше собрание хочется словами:
«Что бы вы ни делали,
К чему бы вы не стремились,
Как бы не повернулась ваша жизнь, помните:
Появление на свет вашего ребенка –
Это, прежде всего, ваше второе рождение.
Окунитесь в мир детства так,
Как по вашим представлениям купается ваш ребенок.
Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать, на целую жизнь».