Создание современной модели здоровьесбережения в ДОУ

Автор: Худобина Екатерина Юрьевна, педагог дополнительного образования (хореограф). КГКП Ясли-сад «Куаныш» г. Караганда

Тема: «Создание современной модели здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольника на хореографических занятиях в условиях ДОУ».

Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип проекта: продуктивный, групповой.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагог дополнительного образования (хореограф, воспитатели, родители).

Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с музыкальными произведениями, коврики на каждого ребенка

Актуальность проекта

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцами формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. И считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.

Каждый вид деятельности на занятии (музыкально-ритмические упражнения, партерная гимнастика, творческая импровизация, подвижные игры, самомассаж, улыбкотерапия) способствует укреплению здоровью. Поэтому на своих занятиях стараюсь уделять большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Однако достичь успеха можно только в результате совместной работы педагогов и родителей.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни ребенка, в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие,  а главное становится крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всѐ тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечнососудистой системы, повышая тем самым жизненную активность.

Игровой метод придаёт учебному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Цель:
- Повышение теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности в области здоровьесберегающих технологий.

- Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмической гимнастики. - Создания условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирования морально-этических качеств личности через двигательно-игровую деятельность.

- Профилактика простудных заболеваний и травматизма.

- Приобщение детей к нормам здорового образа жизни.

- Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма).

Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, изучение методик и технологий в интернет ресурсах.

Оздоровительные задачи:
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- формировать правильную осанку.

Образовательные задачи:
- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;
- развитие психологических процессов (память двигательная, слуховая, образная);
- развитие двигательных качеств (гибкость, координация, выносливость) и умений;
- развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи.
- воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам);
- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
- учить видеть прекрасное;
- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия;
- развитие личностных качеств.
- Внедрить элементы здоровьесбережения во время танцев и игр. К элементам здоровьесбережения относятся такие виды деятельности:

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).

К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Ритмопластика.
Здоровьесберегающие правила методики преподавания в хореографии.

Общие правила.

- Необходимо выбирать упражнения, соответствующие степени подготовленности и физическому развитию детей.
- Обязательно соблюдать методику выполнения и четко объяснять суть упражнения.
- При выполнении травмоопасных упражнений должна быть соблюдена полноценная страховка.
- Для занятий необходима хорошая подготовка специальной одежды, обуви и снятие всех элементов бижутерии;
- Следует следить за исправностью оборудования, необходимого для занятий.
- Во время занятий необходимо пить достаточно воды.
- Во время занятий необходимо регулировать физическую нагрузку, чередуя напряжение и расслабление психомышечной системы.

Этапы исследования

I этап – формирующий, подготовительный этап реализации программы
II этап – технологический, основной этап реализации программы
III этап – итоговый этап реализации программы

Формирующий этап реализации проекта

I этап 2008-2009. На теоретико-поисковом этапе исследования осуществлялось понятийно-терминологическое исследования в процессе изучения и анализа литературы по проблемной теме, определялись цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза, выделялись критерии, показатели развития творческого потенциала детей. Собираются сведения о состоянии здоровья детей. Составляется перспективный план. Осуществляется подбор репертуара для детей.

II этап 2009-2010 . На экспериментально-исследовательском этапе велась разработка педагогических условий, а также методики занятий по хореографии, направленной на развитие здоровьесберегающей программы, проводилось отслеживание текущих результатов на всех этапах исследования, осуществлялась апробация методики в соответствии с разработанными педагогическими условиями.

Скачать полную версию

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

 

Метки к статье: детский сад, здоровье

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.