Форма проведения: организованно-образовательная деятельность.
Вид детской деятельности: игровая-познавательная.
Интеграция: "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
Цель занятия: формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Используемые материалы: ноутбук, проектор, презентация, колобка, плоскостные изображения зайцев, морковок, "полянки", схема изображения похищения колобка, письмо, блоки Дьенеша, плоскостные геометрические фигуры, обручи, бубен.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром приходил почтальон, и оставил письмо, хотите узнать, что там написано? (Да)
Воспитатель достает письмо из конверта, вешает на доску и читает, обращая внимание на мнемосхемы.
Жили-были (дед да баба) - изображение деда и бабы на полянке у (реки) - изображение волн. И (любили) - сердечко очень-очень на сметане (колобок) - изображение колобка.
(Бабка) тесто замесила, (колобка) она слепила, в (печь) - изображение печки его поставила, там его оставила. Вышел он румян пригож и на (солнышко) похож. Он остыть хотел немножко и улегся на (окошко) - изображение окошка Но случилась с ним (беда) - изображение плачущего глаза. Утащила(колобка рыжехвостая (Лиса) - изображение лисы.
Ребята, поможем найти колобка? (Поможем)
- А для этого нам поможет схема. Откуда мы начнем поиск? (с цифры 1)
- Верно. Рядом с цифрой 1 сидит заяц. Он просит накормить зайчат морковкой так, чтобы всем зайчатам досталось поровну.
Задание "Накорми зайчат"
Воспитатель: Ребята, садитесь за стол. На поляну прибежали 5 зайчат. Выложите 5 зайчат. Сколько перед вами зайчат? (5)
- Сколько морковок нужно зайчатам? (Пять)
- Каждому зайчонку по одной. (Дети "дают" зайчатам морковки каждой по одной)
- Всем ли хватит морковок? (Всем)
- Прискакал еще один зайчонок. Добавьте еще 1 зайчонка. Что нужно сделать, чтобы зайчат и морковок стало поровну? (Добавить 1 морковку)
- Теперь посчитаем. Сколько стало зайчат? (Зайчат стало шесть)
- Сколько морковок? (Тоже шесть. Морковок и зайчат поровну. Сколько зайчат - столько и морковок. Хоровые и индивидуальные ответы)
- Молодцы, вы справились с этим заданием Зайчат и морковок положите в коробочку. Пора двигаться дальше. Подойдите к схеме. В какую сторону пойдем? (к цифре 2)
- Кто стоит около цифры 2? (Волк)
- Он просит вас помочь: назвать лишнюю геометрическую фигуру.
Задание "Что лишнее?"
Дети встают около экрана. Воспитатель просит назвать "лишнюю" и объяснить свой выбор. (Саша, почему многоугольник лишний? Потому что у него много углов, а у треугольников 3 угла)
Воспитатель: Какие вы внимательные! Выполнили задание волка.
- Вернемся к схеме, и продолжим наш путь. Куда же нам двигаться дальше? (К медведю)
- А медведь хочет с нами поиграть.
Физкультминутка
Дети бегают на носочках врассыпную. Под стук бубна "собирают колечки" из 2 человек. Снова бегают. Под стук бубна "собирают колечки из 3х человек". Снова бегают. "Собирают колечки" из 7 человек.
- У нас получилось 2 команды. Команда "Зайчиков" и команда "Медведей"
Задание "Найди фигуру"
Воспитатель: Вы разделились на 2 команды. Чтобы найти колобка, нам нужно выполнить задание медведя. (Воспитатель выкладывает фигурки блоков Дьенеша в 2 обруча)
- Первая команда выбирает фигуры, которые соответствуют к этой схеме. (Воспитатель показывает схему первой команды)
- Какие фигуры вы выберете? (Не желтые, треугольные, маленькие)
- Значит, какие вы выберете? (Красные, синие треугольные, маленькие)
- Вторая команда выберет фигуры, которые соответствуют этой схеме. (Синие, не круглые, большие. Воспитатель показывает схему)
- Значит, какие вы будете выбирать? (Синие, треугольные, квадратные, прямоугольные, большие)
Дети выполняют задание. В конце воспитатель с детьми проверяют, правильно ли выполнили задание.
- Молодцы, вы справились с заданием медведя.
- Отправляемся в путь, ведь нам нужно найти колобка. Куда мы пойдем? (К цифре 4)
Задание "Помоги стать художником"
Воспитатель: Лиса хочет стать художником, но не знает, как правильно располагать предметы. Научим лису? (Да! Научим)
- Возьмите на столе картинки и подойдите к мольбертам.
- Послушайте задание. Я буду говорить, куда что прикреплять. Вы будете выполнять.
- Солнышко находится в правом верхнем углу. (ребенок у кого солнышко, прикрепляет)
- Большая туча – в левом верхнем углу. (Ребенок прикрепляет тучу)
- В левом нижнем углу растет дуб. (Ребенок прикрепляет дуб)
- Справа от дуба растет гриб. В правом нижнем углу растет маленький дуб. Посередине - птичка летает. (Получается картина. Дети выставляют картинки)
- Ребята, как можно назвать картину? (Ответы детей)
- Молодцы, справились с заданием. Смотрим на схему, куда нам дальше идти? (к домику)
- Да это же домик лисы. Но, чтобы войти в дом лисы, нужно выполнить еще одно задание. (Дети подходят к столу)
- Посмотрите, какие здесь разноцветные фигурки. Ребята, лисичка предлагает построить из них различные предметы, но не знает как. Выложите из них предметы, и тогда лисичка не съест колобка.
Задание "Выложи фигуру"
Работа в паре. На столе в коробочке лежат плоскостные фигурки. Дети выкладывают дом, цветок, самолет…
Воспитатель: Настя, Саша, из каких геометрических фигур вы выложила домик? Сколько их?
- Саша, Арина, какого цвета самолет? Из каких он фигур? Молодцы!
- Сейчас посмотрим, есть ли в домике колобок? Так где же прячет рыжехвостая лиса колобка? Ах, вот где! Вот и нашли колобка. (Воспитатель достает из домика колобка)
- Не успела его лиса съесть. А колобок в знак благодарности дарит нам сердечки. Мы вернем его дедушке и бабушке.
- Молодцы! Ребята, что вам больше всего понравилось?
- Какое задание показалось сложным?
- Какое легким? (дети отвечают)