Использование интерактивной папки лэпбук в формировании представлений о Республике Коми у детей 6-7 лет с нарушением зрения

Аннотация: в статье анализируются теоретические и практические аспекты формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста (6-7 лет) с помощью технологии лэпбук.

Ключевые слова: лэпбук, нравственно-патриотическое воспитание, краеведение, нарушение зрения.

Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием, является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики.

В реализации ФГОС ДО одной из важнейших задач психолого-педагогической работы по познавательному развитию (пункт 2.6) является задача, направленная на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В настоящее время, как отмечает А.М. Кирик, в дошкольных образовательных учреждениях, воспитывающих детей, имеющих недостатки зрения, ведется работа по ознакомлению ребят с родным краем, так как необходимым условием нравственного воспитания и развитием социальной компетенции детей является краеведческое образование. Любовь к своей семье, своей Родине и родному краю закладывается в дошкольном детстве и также является частью гражданского и патриотического воспитания.

С дошкольниками с косоглазием, амблиопией и другими нарушениями зрения такая работа должна вестись в удвоенном размере, не только на занятиях воспитателя, ведь из-за недостатка сенсорного опыта запаздывает раннее формирование культуры ребенка, его личности, из-за нарушения целостного восприятия затруднены процессы осмысления и формирования зрительных образов. Без специальной наглядности дети не могут оценить всю красоту родного края, его флору и фауну, познакомиться с его традициями, памятниками и праздниками, поэтому на занятиях применяется специальная наглядность.

В связи с этим для педагогов важен вопрос о поиске подходов, форм и методов педагогической деятельности, которые были бы актуальны для дошкольников с нарушением зрения, соответствовали бы их возрастным интересам и эффективно решали не только образовательные, но и коррекционные задачи. Мы считаем, что данному требованию соответсвует технология лэпбук.

Лэпбук (lapbook – в дословном переводе с английского означает "наколенная книга" (lap – колени, book – книга) – это небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое, но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержаться все необходимые материалы по теме

Цель исследования: обосновать возможность использования интерактивной папки лэпбук как эффективного средства в формировании представлений о Республике Коми у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.

На основании программных задач автором на констатирующем этапе были разработаны диагностические задания, которые позволяют выявить уровень сформированности представлений о Республике Коми у детей 6-7 лет с нарушением зрения.

У 37% детей был установлен минимальный уровень сформированности представлений о Республике Коми. Дети продемонстрировали неточные и неполные представления о государственной символике РК, не могли объяснить что обозначают цвета флага и герба, что символизируют объекты на гербе, у детей минимальный уровень представлений о городе Сыктывкар, не могут назвать улицы, почему они так названы, так же дети затрудняются при назывании достопримечательностей, из 10 они знают лишь 2 объекта. У детей минимальные знания о культуре народа Республики Коми. Не могут назвать обрядовые праздники и народные игры.

У 63% детей выявлен оптимальный уровень. Дети продемонстрировали недостаточные представления о Республике Коми. На поставленные вопросы отвечают последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Требуются наводящие вопросы.

Детей с максимальным уровнем, предполагающим сформированность представлений о геральдике, административных сведениях, столице Сыктывкар, о культуре народов Республики Коми выявлено не было.

На основе полученных результатов была запланирована работа для формирующего этапа. Для реализации задач формирующего этапа был составлен календарно-тематический план работы.

В календарно-тематическом плане были определены 4 блока, который проводился в течении месяца.

  1. "Я живу в Республике Коми".
  2. "Города Республики Коми".
  3. "Профессии характерные Республике Коми".
  4. "Находки из прошлого".

В рамках первой темы была запланирована работа по изучению геральдики, растительного и животного мира, достопримечательностях и реках, какие рыбы водятся в наших водоемах, какие полезные ископаемые присутствуют в нашей республике. Для детей была проведены беседы "Коми край родной", "Водные ресурсы Республики Коми", "Традиционная одежда коми Ижемцев".

Дети просматривали фотоальбомы и презентации по животному и растительному миру, просмотр м/ф "Мульти Россия-Республика Коми ". Детям были предложены дидактические игры "Геральдика РК", "Найди по описанию", "Найди тень". Проводилась работа по продуктивным видам деятельности, дети рисовали на тему "Герб РК", лепили животных. Была подобрана художественная литература.

Кроме этого велась работа с родителями. Были даны рекомендации для родителей "Приобщение детей к изучению родного края", приглашали на мастер-класс по изготовлению куклы с национальной одеждой. Родители и дети совместно разрабатывали коллаж "Животный и растительный мир". В конце каждой недели подводился итог для закрепления знаний детей.

Следующая тема была посвящена теме "Города Республики Коми". Детям были проведены беседы "Улицы г. Сыктывкар", "Символика г. Сыктывкар", "Административные здания и предприятия", дети играли в дидактические игры "Наш микрорайон", "Собери герб г.Сыктывкар". Составляли описательный рассказ "Что находится на моей улице". Так же детям читалась художественная литература "Сыктывкар".

В конце недели проводилась викторина на тему "Сыктывкар-столица Республики Коми". Родители в течение недели участвовали в фотовыставке "Любимые места г. Сыктывкар", была разработана папка-передвижка "Наш Сыктывкар", консультация "Как ознакомить ребенка с родным городом".

На третьей неделе проводилась работа на тему "Профессии Республики Коми". Представлю содержание недельного плана: Беседы: "Специалисты бумажной промышленности", "Труд Шахтеров", "труд нефтяников и газовиков", "Труд оленеводов". Дидактические игры "Посмотри, потрогай, назови", "Профессия шахтер, что нужно для работы, что добывают", "Что надо для работы нефтяника и газовика".

Рисование "Бумажная промышленность", Аппликация мозаика из бумаги "Люди, которые добывают уголь", Лепка "Нефтяная вышка". Рассматривание коллекции угля в натуральном виде. Опытно-экспериментальная работа "Уголек, как золото: и блестит и ценится", Рассматривание фото объектов предприятий газовой и нефтяной отрасли, добываемым сырьем, Просматривание книги "Азбука газовика". Сюжетно-ролевая игра "Мы – нефтяники (газовики)", "Оленеводы". Викторина "Профессии РК", выполнение игр и упражнений из лэпбука "Профессии РК".

С родителями запланирована работа по совместному изготовлению журнала профессии РК и их предприятие, где им нужно будет включить фото, описание деятельности, где расположено предприятие, какую пользу приносят республике, подобрать художественные слова: стихи, загадки, раскраски. Будет проведен конкурс чтецов "Я горжусь заслуженной по праву трудовой шахтерской славой", Создание родителей и их детей Макета "Чум оленеводов"

Содержание работы четвертой недели посвящено теме "Находки из прошлого". Проводились беседы, где дети знакомились с понятием "народное ремесло", рассказали детям об изготовлении в коми берестяной и деревянной посуды. Детям демонстрировались бондарные изделия, знакомились с и их предназначением и использованием. Узнавали о деревянных сосудах, вырезанных от руки.

Продолжали знакомить с плетеной посудой, с изделиями из бересты. Знакомили с полезными свойствами берестяной посуды. Познакомили с понятием "Гончарное ремесло", продемонстрировали глиняную посуду, показали видео как вытягивают горшок из глиняной массы. Так же они познакомились с понятиями "археология и раскопки". Рассказали о находках археологов на территории Республики Коми. Ознакомились с фотографиями предметов культовой пластики из металла, камня, кости и дерева. Исследуя предметы дети определяли что изображено на предметах, группировали изображения на группы: фантастические и реалистичные.

Дети ознакомились с коми промысловым календарем. Сравнивали его с современным календарем, и через исследовательскую деятельность дети определяли, что промысловый календарь изготовлен в традициях культовой пластики. Дети определяют какие животные изображены на календаре, узнают о девяти промысловых месяцах, о значении охоты в жизни коми человека в прошлом, узнали, что многие животные изображенные на старинном календаре, в наше время, занесены в красную книгу.

Проводились дидактические игры "Подбери антоним", "Лишнее слово", "Краеведческое лото", "Разложи по группам", "Что лишнее", "Собери целое", "Кому что нужно", "Составь правильный календарь".

Так же была организована работа с родителями. Дети совместно с родителями создавали рисунки на тему "Я юный археолог", была организована работа по чтению коми сказок, фотовыставка "Коми традиционные игрушки"

В конце формирующего этапа с детьми была проведена игра по командам на тему "Находки из прошлого", по завершению которой детям были вручены медали и раскраски.
Содержание лэпбуков было использовано как при организации основной образовательной деятельности так при организации свободной деятельности детей. Два раза в неделю запланированы занятия по развитию речи и по ознакомлению с окружающим миром.

В конце каждой недели с детьми проводится итоговое мероприятие по закреплению знаний. Контрольное исследование проводилось по методике констатирующего этапа и позволило проследить динамику уровня сформированности представлений о Республике Коми у детей 6-7 лет с нарушением зрения. Минимальный уровень сформированности представлений о Республике Коми установлен у 11% детей, оптимальный - у 40 % детей и максимальный – у 49% детей.

Результаты контрольного исследованияРезультаты контрольного исследования

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы:

  1. Лэпбук краеведческой направленности позволяет разнообразить содержание развивающей предметно-пространственной среды, является основой партнерской деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком) и самостоятельной деятельности ребенка
  2. Лэпбук охватывает все образовательные области и является мощным справочным инструментом, особой формой организации и интеграции учебного материала, способствующей ознакомлению, повторению и обобщению информации по определенной теме.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!