Дидактическая игра при подготовке к обучению грамоте

Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Многие исследователи: Левина Р.Е., Каше Г.А., Ястребова А.В. и другие указывают на важность этапа формирования у ребенка навыка звукового анализа и синтеза, а также то, что он должен предшествовать обучению грамоте.

По данным исследователей детской речи только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей, возможны правильное произношение, и развитие способности к усвоению звукового анализа и синтеза.

Все три процесса - фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, - являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников, что дает возможность в течение всего времени поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой

Учебный материал подается в сравнении и сопоставлении и побуждает ребенка рассуждать, наблюдать, делать выводы, таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей будущей учебной деятельности – творческое мышление ребенка. Практические задания позволяют ребенку применять полученные знания, действовать самостоятельно, добиваясь конечного результата.

Игровая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Дидактическая игра "Новоселье" (Рассели слова)

Материалы и оборудование: макет дома с этажами – "звуковыми линейками" (полоски с "горлышками" от пластиковых бутылок), крышки от пластиковых бутылок зеленого, красного, синего цветов.

Цель: тренировка в подборе слова к звуковой схеме.

Дидактическая задача: формировать умение различать гласные и согласные звуки, совершенствовать анализ слов из 3-5 звуков, продолжать формировать умение слитного интонирования звуков в составе целого слова как пропедевтика слитно-протяжного чтения.

Методические рекомендации: перед детьми выставляется картонный лист, на котором изображен дом из четырех линеек (этажей) с разным количеством "горлышек" от пластиковых бутылок для определения местоположения звука в слове, крышки зеленого, красного и синего цветов; возле звукового дома нарисованы 2 девочки и 2 мальчика.

Макет домаМакет дома

У детей новоселье, их имена Ира, Даша, Миша и Роман. Для них построили новый четырехэтажный дом. Помогите расселить ребят и подписать каждый этаж звуковой схемой имени. Как узнать, кто на каком этаже живет?

Методические рекомендации: дети строят звуковые схемы слов: произносят слово вслух, выделяют голосом каждый последующий звук в полном слове, называют его и дают ему фонематически значимые характеристики, обозначают условным значком – завинчивают крышку нужного цвета, проверяют, все ли звуки слова выделены, "читают" схему, "пропевая" звук за звуком, проверяют, получилось ли слово. Предлагаемый операционный состав звукового анализа обеспечивает реальное оперирование звуками в той последовательности, которая соответствует логике этого действия.

- Произнесите слово и послушайте себя. ([ИРА])
- Протяните, выделите голосом первый звук в слове. Назовите его и охарактеризуйте. ([ИИИРА]. Первый звук [И]. Он гласный, так как воздух проходит свободно, нет преград)

- Обозначьте выделенный звук условным значком. (Гласный звук обозначаем красной фишкой, значит, закручиваем красную крышку)
- Выделите голосом второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте. ([ИРРРА]. Второй звук [Р], он согласный, так как воздух встречает преграду: язык и зубы, он твердый звонкий согласный, закручиваем синюю крышку)

- Проверьте, все ли звуки слова выделены, прочитайте свою запись. ([ИИИРРР]. Нет, слово не закончено, будем искать следующий звук)
- Протяните третий звук в полном слове, назовите его, охарактеризуйте. ([ИРААА]. Третий звук [А], он гласный, воздух не встречает преград, закручиваем красную крышку)
- Проверьте, получилось ли слово, прочитайте его по слогам. ([ИИИ-РРРААА]. Получилось!)

Далее аналогично проводится звуковой анализ слова "Роман". Используется прием с недостающими данными, где возникает дилемма. Этот прием способствует формированию самостоятельности детей, воспитывает привычку обращения к педагогу с познавательными вопросами для выяснения недостающих данных, учит обращаться за помощью. А ограничение числа вопросов убеждает детей в неэффективности угадывания и приводит именно к разумным вопросам.

- На каком же этаже будут жить Миша и Даша? (Они могут жить и на первом, и четвертом этаже)
- Я подскажу, но вы можете задать мне только один вопрос. (Каким цветом первое окошко на первом этаже?)
- Первое окошко на первом этаже зеленое. Значит, кто будет жить на первом этаже? (Миша!)

- Как догадались? (В слове "Миша" первый звук – согласный мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом)
- Правильно. Тогда "ловим" второй звук в слове "Миша"… (Дети продолжают проводить звуковой анализ слов "Миша" и "Даша")

- Ребята, посмотрите, какие у вас получились красивые этажи с разноцветными окошками. Прочитайте, пожалуйста, по схемам, где чей этаж. (На первом этаже поселился Миша, на втором – Ира, на третьем этаже будет жить Роман, а на четвертом – Даша)
- Молодцы, верно расселили мальчиков и девочек.

Таким образом, с помощью игрового приема моделируется проблемная ситуация, где дети должны уловить суть "завуалированной" учебной задачи и применить свои знания для ее решения: при расселении детей нужно по количеству звуков в имени определить, кто на каком этаже живет, и подписать этажи звуковыми схемами имен детей с помощью цветных окошек, применив свои знания о звуках.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!