Методическая разработка дидактического пособия "Звуковой анализ слова"

Представленный дидактический материал применяется во всех возрастных группах и помогает учить детей различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; определять твердость и мягкость; глухость и звонкость согласных; количество звуков в слове, их характер, выделять ударный слог; соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью.

Основная функция данного пособия на занятиях по обучению грамоте - способствовать полному усвоению слогового анализа слова наглядно и доходчиво. Рекомендован педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста.

Одной из основных целей обучения грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Уже с четырехлетнего возраста возрастает интерес к звуковому оформлению слова т.е. ребенок способен узнавать на слух звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

В 5-6 лет дети учатся проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике. (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие. Итак - работа над звуковым анализом очень важна, ведь без нее невозможно овладеть чтением.

Дидактическое пособие разработано к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Путешествие в страну звуков и букв" для обучающихся с 4-6 лет.
Ребенок от 3 до 4 лет переживает интенсивное физическое и психическое развитие. Повышается активность малыша, усиливается ее целенаправленность, движения становятся более разнообразными и координированными.

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Дети в этот период наблюдают за отношениями людей и стараются подражать. Основная деятельность на данном этапе – игра. В игре ребенок проявляет свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях.

Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 6-7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что растет роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, растет ее подвижность. Содержание и формы деятельности становятся разнообразнее и богаче.

У ребенка развиваются внимание, память, подвижные и познавательные способности, систему знаний об окружающей среде и о самом себе. Ребенок учится контролировать свои и чужие действия, придерживаться общих правил игры для всех участников, адекватно реагировать на успех или неудачу.

Пользуется интонацией владеет развитой речью с большим запасом слов Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах. Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.

Цель и задачи дидактического пособия

Цель: усвоение звукового анализа слова.

Задачи:

  • Закреплять правильное звукопроизношение.
  • Развивать фонематический слух.
  • Формировать умение подбирать слова близкие по звучанию, определять наличие заданного звука в слове.

Описание: дидактическое пособие предназначено для детей 4-7 лет. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Задания рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия:

  • вслушивание в слова;
  • сопоставление различных слов;
  • выявление и вычленение в них звуков внутри слова (начало, середина, конец слова);
  • определение разной длительности звучания (т. е. разного количества звуков, слогов);
  • деление слов на слоги двух-трехсложных слов, отчетливо произносить каждую часть слова и самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные;
  • самостоятельный подбор и называние слов с определенными звуками (слогами) и с определенным количеством звуков (слогов).
  1. Найдите на часах самые короткие слова (определение протяженности слова можно использовать с детьми 4-х лет, используя хлопки, шаги)
  2. Укажите стрелками два длинных слова.
  3. Кто догадается, как переделать короткое слово лук в слово более длинное (луковица, лиса - лисичка, часы - часики, кот - котеночек, уж - ужата и т. д.)
  4. Отыщите одно слово короткое (укажите на него маленькой стрелкой, другое длинное (укажите на него длинной стрелкой).
  5. Найдите два слова названия, которых начинаются (заканчиваются; в середине слова) со звука с.
  6. Есть ли на часах слова, в названии которых нет звука а (есть звук а в конце (середине) слова? Направьте на эту картинку большую стрелку.
  7. Найти на часах предмет, состоящий из двух (одного, трех, четырех) слогов и сопоставить количество слогов с количеством квадратов на слоговой схеме.
  8. Найти на часах предмет (ы) названия, которых начинаются на слог ма и т. д. Можно использовать и игры.

Игра "Назови первый звук"

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Назовите три картинки, выделяя первый звук в слове. Подбери соответствующие фишки к данным звукам (зеленая, синяя, красная).

Игра "Назови гласный звук"

Укажи маленькой стрелкой на слово в котором есть звук а и положи соответствующую фишку, а большой - слово в котором есть звук у и т. д. Дети называют слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука.

Игра "Назови последний звук"

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове. Укажи маленькой стрелкой на слова в которых последний звук (л, …).

Методические рекомендации по использованию дидактического материала

Прежде, чем приступить к работе с данным дидактическим материалом, необходимо, чтобы младшие дошкольники (4 года) были знакомы с терминами "слово", "звук", с протяженностью слова и делением его на части. Данное пособие можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении.

Необходимые материалы:

  • циферблат - по количеству детей;
  • набор стрелочек-указателей;
  • набор фишек: красная - гласный звук; синяя - согласный твердый звук; зеленая - согласный мягкий звук.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад