Представленный дидактический материал применяется во всех возрастных группах и помогает учить детей различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; определять твердость и мягкость; глухость и звонкость согласных; количество звуков в слове, их характер, выделять ударный слог; соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью.
Основная функция данного пособия на занятиях по обучению грамоте - способствовать полному усвоению слогового анализа слова наглядно и доходчиво. Рекомендован педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста.
Одной из основных целей обучения грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Уже с четырехлетнего возраста возрастает интерес к звуковому оформлению слова т.е. ребенок способен узнавать на слух звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
В 5-6 лет дети учатся проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике. (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие. Итак - работа над звуковым анализом очень важна, ведь без нее невозможно овладеть чтением.
Дидактическое пособие разработано к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Путешествие в страну звуков и букв" для обучающихся с 4-6 лет.
Ребенок от 3 до 4 лет переживает интенсивное физическое и психическое развитие. Повышается активность малыша, усиливается ее целенаправленность, движения становятся более разнообразными и координированными.
В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Дети в этот период наблюдают за отношениями людей и стараются подражать. Основная деятельность на данном этапе – игра. В игре ребенок проявляет свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях.
Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 6-7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что растет роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, растет ее подвижность. Содержание и формы деятельности становятся разнообразнее и богаче.
У ребенка развиваются внимание, память, подвижные и познавательные способности, систему знаний об окружающей среде и о самом себе. Ребенок учится контролировать свои и чужие действия, придерживаться общих правил игры для всех участников, адекватно реагировать на успех или неудачу.
Пользуется интонацией владеет развитой речью с большим запасом слов Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах. Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.
Цель: усвоение звукового анализа слова.
Задачи:
Описание: дидактическое пособие предназначено для детей 4-7 лет. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Задания рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия:
Игра "Назови первый звук"
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Назовите три картинки, выделяя первый звук в слове. Подбери соответствующие фишки к данным звукам (зеленая, синяя, красная).
Игра "Назови гласный звук"
Укажи маленькой стрелкой на слово в котором есть звук а и положи соответствующую фишку, а большой - слово в котором есть звук у и т. д. Дети называют слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука.
Игра "Назови последний звук"
Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове. Укажи маленькой стрелкой на слова в которых последний звук (л, …).
Методические рекомендации по использованию дидактического материала
Прежде, чем приступить к работе с данным дидактическим материалом, необходимо, чтобы младшие дошкольники (4 года) были знакомы с терминами "слово", "звук", с протяженностью слова и делением его на части. Данное пособие можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении.
Необходимые материалы: