Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью специально подобранных игр и игровых упражнений

Аннотация: статья посвящена формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью специально подобранных игр и игровых упражнений

Ключевые слова: словоизменение, словообразование, грамматический строй речи, нарушение зрения, старший дошкольный возраст.

Целью данной работы является выявление эффективности специально подобранных игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи данного исследования:

  1. Изучить теоретические источники по проблеме формирования грамматического строя речи.
  2. Выявить уровень сформированности грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с нарушением зрения.
  3. Апробировать специально подобранные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  4. Выявить эффективность опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет осуществляться успешно если:

  • Специально подобранные игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи будут соответствовать лексической теме.
  • Игры и игровые упражнения будут подобраны к отрабатываемым грамматическим категориям.
  • Игры и игровые упражнения будут подобраны к определенной грамматической области.

Цель констатирующего этапа исследования - выявить исходных уровень сформированности грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с нарушением зрения.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи констатирующего этапа исследования:

  1. Подобрать диагностические задания, направленные на изучение уровня сформированности грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с нарушением зрения.
  2. Выявить уровень сформированности словоизменения у детей конкретной возрастной группы с нарушением зрения.
  3. Обработать и проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Для проведения констатирующего этапа мы подобрали диагностические задания с критериями подсчета и оценки баллов, материал для которых был подобран в соответствии с Программой "От рождения до школы" Вераксы; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Л.И. Плаксиной; методическими рекомендациями Смирновой.

Задания, которые выполняли дети, мы разбили на 2 блока заданий: 1 блок диагностических заданий направлен на словоизменение, 2 блок диагностических заданий направлен на словообразование. Эти задания мы оценивали по трехбалльной шкале, каждая часть задания имела свои критерии подсчета и оценка блока.

I блок диагностических заданий на словоизменение: "Какого цвета солнце?", "Машины на дорогах", "Кого испугался трусишка Коля?", "Что это и чего не стало?",.

II блок диагностических заданий на словообразовани: "Назови ласково", "Докончи предложение", "Из чего сделан предмет", "Поход в школу".

Все результаты проведенного исследования были обработаны по определенной шкале уровней.

  • Низкий уровень – 1-1,6.
  • Средний уровень развития – 1,7-2,3.
  • Высокий уровень развития – 2,4-3.

На основе критериев оценки нами была разработана качественная характеристика уровней.

Характеристика уровней

Высокий уровень. Правильно образовывает уменьшительно-ласкательную форму существительного, правильно употребляет сравнительную степень прилагательного. Умеет образовать относительные прилагательные от существительных, образовывает глаголы движения с помощью приставок.

Средний уровень. Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительного, правильно употребляет сравнительную степень прилагательного. Ошибается при образовании относительных прилагательных от существительных, образовывает глаголы движения с помощью приставок.

Уровень ниже среднего. При выполнении заданий требует активной стимуляции и помощи воспитателя. Просит повторить задания и часто переключает внимание. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, допускает более 2-3 ошибок.

По обработке данных получены следующие результаты: из 10 детей, участвующих в эксперименте, четверо детей (40%) показали низкий уровень сформированности грамматического строя речи, а именно словоизменения; пять детей (50%) показали средний уровень сформированности грамматического строя речи; один ребенок (10%) получил высокий уровень сформированности грамматического строя речи. Полученные результаты позволили определить трудности и проблемы детей при выполнении заданий.

Результаты исследованияРезультаты исследования

Цель формирующего этапа исследования - способствовать формированию грамматического строя речи у детей старшего возраста с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Подобрать серию игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Составить перспективное планирование по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
  3. Провести работу по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью подобранной системы игр и игровых упражнений/

На первом этапе мы планируем игру "Мое, мое, мои, моя", данная игра упражняет детей в осознании рода существительных путем постановки местоимений, дидактическая игра "Один-много" и подвижная игра "Ловкий оленевод" закрепляют умение изменять имена существительных по числам, игровое упражнение "Я увидел" развивает навык согласования существительных с числительными, дидактические игры "Кого не стало?" и "По кругу" закрепляют умение изменять существительные по падежам.

На втором этапе мы провели игры: "Назови ласково", целью которой является закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного. Игровое упражнение "Докончи предложение", которое продолжает учить детей разным способам образования прилагательных сравнительной степени.

Так же планируется настольно-печатная игра "Угадай животное" с целью закрепить умение образовывать прилагательные в сравнительной степени. На образование относительных прилагательных от существительных запланирована игра, которая называется "Из чего сделан предмет?".

На третьем этапе мы провели такие игры: Дид/игра с усложнением "Мой, моя, мое, мои", "Один-много", игровые упражнения на согласование существительных с числительными. Так же проводились дидактические игры "Кто что любит?", "Кто без чего?", "Кому что дадим?", "Кто чем защищается?" на закрепление навыков изменять существительные по падежам.

На образование уменьшительно-ласкательных форм существительного мы подобрали игры "Волшебная бабочка" и "Большой-маленький", так же игровое упражнение "Мастер ИК". Игра "Чей хвост?" направлен на употребление притяжательных прилагательных, а на образование относительных прилагательных от существительных мы подобрали игру "Четвертый лишний".

Задания с детьми будут проводится индивидуально и подгруппам, учитывая уровень развития и характер зрительной патологии у разных детей. Для лучшего усвоения предложенного материала с некоторыми детьми проводились повторно. Ребятам очень понравился игровой материал, они стремились, как можно быстрее всему научиться.

Контрольный этап исследования позволил увидеть динамику сформированности грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения старшего возраста посредством игр и игровых упражнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо и целесообразно использовать игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с нарушением зрения, поскольку у них наблюдаются трудности формирования грамматического строя речи. При этом необходимо учитывать, что игры и игровые упражнения будут способствовать формированию речи тогда, когда они будут в системе, т.е. соответствовать лексической теме, к определенной грамматической области и категории. И без специальной помощи данная категория речи не будет развиваться и обогащаться.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!