Аннотация: статья посвящена формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью специально подобранных игр и игровых упражнений
Ключевые слова: словоизменение, словообразование, грамматический строй речи, нарушение зрения, старший дошкольный возраст.
Целью данной работы является выявление эффективности специально подобранных игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи данного исследования:
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет осуществляться успешно если:
Цель констатирующего этапа исследования - выявить исходных уровень сформированности грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с нарушением зрения.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи констатирующего этапа исследования:
Для проведения констатирующего этапа мы подобрали диагностические задания с критериями подсчета и оценки баллов, материал для которых был подобран в соответствии с Программой "От рождения до школы" Вераксы; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Л.И. Плаксиной; методическими рекомендациями Смирновой.
Задания, которые выполняли дети, мы разбили на 2 блока заданий: 1 блок диагностических заданий направлен на словоизменение, 2 блок диагностических заданий направлен на словообразование. Эти задания мы оценивали по трехбалльной шкале, каждая часть задания имела свои критерии подсчета и оценка блока.
I блок диагностических заданий на словоизменение: "Какого цвета солнце?", "Машины на дорогах", "Кого испугался трусишка Коля?", "Что это и чего не стало?",.
II блок диагностических заданий на словообразовани: "Назови ласково", "Докончи предложение", "Из чего сделан предмет", "Поход в школу".
Все результаты проведенного исследования были обработаны по определенной шкале уровней.
На основе критериев оценки нами была разработана качественная характеристика уровней.
Характеристика уровней
Высокий уровень. Правильно образовывает уменьшительно-ласкательную форму существительного, правильно употребляет сравнительную степень прилагательного. Умеет образовать относительные прилагательные от существительных, образовывает глаголы движения с помощью приставок.
Средний уровень. Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительного, правильно употребляет сравнительную степень прилагательного. Ошибается при образовании относительных прилагательных от существительных, образовывает глаголы движения с помощью приставок.
Уровень ниже среднего. При выполнении заданий требует активной стимуляции и помощи воспитателя. Просит повторить задания и часто переключает внимание. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, допускает более 2-3 ошибок.
По обработке данных получены следующие результаты: из 10 детей, участвующих в эксперименте, четверо детей (40%) показали низкий уровень сформированности грамматического строя речи, а именно словоизменения; пять детей (50%) показали средний уровень сформированности грамматического строя речи; один ребенок (10%) получил высокий уровень сформированности грамматического строя речи. Полученные результаты позволили определить трудности и проблемы детей при выполнении заданий.
Цель формирующего этапа исследования - способствовать формированию грамматического строя речи у детей старшего возраста с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
На первом этапе мы планируем игру "Мое, мое, мои, моя", данная игра упражняет детей в осознании рода существительных путем постановки местоимений, дидактическая игра "Один-много" и подвижная игра "Ловкий оленевод" закрепляют умение изменять имена существительных по числам, игровое упражнение "Я увидел" развивает навык согласования существительных с числительными, дидактические игры "Кого не стало?" и "По кругу" закрепляют умение изменять существительные по падежам.
На втором этапе мы провели игры: "Назови ласково", целью которой является закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного. Игровое упражнение "Докончи предложение", которое продолжает учить детей разным способам образования прилагательных сравнительной степени.
Так же планируется настольно-печатная игра "Угадай животное" с целью закрепить умение образовывать прилагательные в сравнительной степени. На образование относительных прилагательных от существительных запланирована игра, которая называется "Из чего сделан предмет?".
На третьем этапе мы провели такие игры: Дид/игра с усложнением "Мой, моя, мое, мои", "Один-много", игровые упражнения на согласование существительных с числительными. Так же проводились дидактические игры "Кто что любит?", "Кто без чего?", "Кому что дадим?", "Кто чем защищается?" на закрепление навыков изменять существительные по падежам.
На образование уменьшительно-ласкательных форм существительного мы подобрали игры "Волшебная бабочка" и "Большой-маленький", так же игровое упражнение "Мастер ИК". Игра "Чей хвост?" направлен на употребление притяжательных прилагательных, а на образование относительных прилагательных от существительных мы подобрали игру "Четвертый лишний".
Задания с детьми будут проводится индивидуально и подгруппам, учитывая уровень развития и характер зрительной патологии у разных детей. Для лучшего усвоения предложенного материала с некоторыми детьми проводились повторно. Ребятам очень понравился игровой материал, они стремились, как можно быстрее всему научиться.
Контрольный этап исследования позволил увидеть динамику сформированности грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения старшего возраста посредством игр и игровых упражнений.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо и целесообразно использовать игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с нарушением зрения, поскольку у них наблюдаются трудности формирования грамматического строя речи. При этом необходимо учитывать, что игры и игровые упражнения будут способствовать формированию речи тогда, когда они будут в системе, т.е. соответствовать лексической теме, к определенной грамматической области и категории. И без специальной помощи данная категория речи не будет развиваться и обогащаться.