Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством мультимедийных технологий

В статье раскрывается содержание формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также возможность использования интерактивно-дидактических игр, разработанных на основе мультимедийных технологий, в работе по обогащению словаря детей.

Ключевые слова: задержка психического развития,словарь, лексика, интерактивно-дидактические игры.

Актуальность исследования обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи.

Расширение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. При развитии словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Игра - основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.

Для обучения через игру созданы интерактивно дидактические игры. Детям предлагаются задания в игровой форме, они играют и не подозревают, что усваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь.

Интерактивно-дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. Необходимо отметить, что посредством интерактивно-дидактических игр, дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь.

Словарные интерактивно дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, изучению слов в их обобщенных значениях

В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден применять приобретенные речевые познания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Интерактивно-дидактические игры - действенное средство закрепления грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Целью исследования: доказательство эффективности использования мультимедийных технологий в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

На основании программных задач на констатирующем этапе были разработаны диагностические задания на основе программы "Воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития", которые позволяют выявить уровень развития словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развития по теме "Дикие животные".

1. Методика "Назови, что покажу"
Цель: выявление наличия существительных в словаре ребенка.

2. Методика "Кто как двигается?"
Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

3. Методика "Кто как говорит?"
Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

4. Методика "Опиши дикого животного"

Цель: выявление наличия прилагательных и наречий в словаре ребенка.

Критерии оценки:
1 балл – ребенок не называет слово.
2 балла – ребенок самостоятельно слово не называет, затрудняется в значение и при помощи (подсказке взрослого) называет.
3 балла - самостоятельно называет в точном значении.

Оценка уровней знаний об развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:

Высокий уровень – 2,5 - 3,0 балла
Средний уровень – 1,7 - 2,4 балла
Низкий уровень – 1,0 - 1,6 балла

Характеристика уровней:

  • Высокий уровень (3,0-2,5) - ребенок без труда называет картинки, не испытывает трудностей в назывании диких животных, их частей тела, жилищ, владеет глагольным словарем, подбирает прилагательные для обозначения признаков животных
  • Средний уровень (1,7-2,4) - ребенок называет диких животных, но ошибается или затрудняется назвать отдельные части тела (лапы, ноги), испытывает затруднения в назывании жилищ диких животных, ошибается в использовании глаголов оречевления.
  • Низкий уровень (1,0-1,6) – ребенок затрудняется в назывании многих предметных картинок, заменяет глаголы оречевления звукоподражанием.

На основе интерпретированных результатов диагностики было установлено что 45% детей имеют низкий уровень сформированности словаря, 55 % детей имеют средний уровень сформированности словаря.

Данные констатирующего эксперимента и теоретическое изучение проблемы развития словаря позволили запланировать формирующий эксперимент, целью которого явилась разработка и апробация цикла интерактивных игр с использованием мультимедийных технологий в развитии словаря у детей 6-7 лет с ЗПР.

Для формирующей работы была определена лексическая тема "Дикие животные". Был составлен словарь минимум:

  • словарь существительных (медведь, лиса, волк, заяц, еж, лось, голова, морда, пасть, шея, туловище, хвост, лапа, ноги, когти, клык, зуб, иголки (ежа), шерсть, шкура, рога, копыта, трусишка, плутовка, берлога, логово, нора, дупло, зверь, зайчонок, медвежонок, детеныш, мех, хищник, пища, спячка, орех, шишка, гриб, мед, улей);
  • глагольный словарь (прыгать, скакать, бегать, ходить, грызть, выть, рычать, реветь, залезать, спасаться, прятаться, заготавливать (на зиму), линять, спать, охотиться, добывать (пищу), бродить, рыскать, заметать (следы).
  • словарь прилагательных (мохнатый, бурый, неуклюжий, косолапый, хищный, злой, голодный, серый, колючий, белый, косой, трусливый, пугливый, рыжая, пушистая, хитрая, быстрая, ловкая (лиса));
  • словарь наречий (быстро, осторожно, ловко, медленно, голодно, холодно, сердито, громко, тихо, неуклюже, шустро).

Формирующий этап проходил в течение 1 месяца и включал 3 этапа:

1 этап – подготовительный

Цель: актуализация словаря по теме "Дикие животные".

Для реализации первого этапа были разработаны интерактивные дидактические игры: "Кто у кого?", "Кто где живет", "Угадай животное", "Какой? Какая?", "Чей хвост", "Кто как голос подает?", "Что делает?".

2 этап – основной

Цель: расширение словаря и уточнение значений слов различных частей речи по теме "Дикие животные".

Для реализации второго этапа были разработаны интерактивные дидактические игры: "Кто у кого?", "Кто где живет", "Угадай животное", "Назови семью", "Кто чем питается?", "Один - много", "Назови ласково", "Измени слова по образцу", "Какой? Какая?", "Чей хвост", "Наоборот", "Кто как голос подает?", "Что делает?", "Про кого можно сказать…", "Подбери словечко", "Кто как двигается".

3 этап – заключительный

Цель: закрепление навыка употребления новых слов.

Для реализации третьего этапа были разработаны интерактивные дидактические игры: "Узнай зверя по описанию", "Назови по порядку", "Четвертый лишний", "Доскажи словечко", "Составление рассказа-описания", "Скажи одним словом".

В рамках организации педагогического просвещения родителей по теме "Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством мультимедийных технологий" были разработаны: консультация "Особенности формирование словаря и связной речи у детей 5-6 лет с ЗПР", папки-передвижки "Особенности формирование словаря и связной речи у детей 5-6 лет с ЗПР", буклет "Интерактивно дидактические игры на тему "Дикие животные"", практикум "Мастерская интерактивных игр".

Также были запланированы мероприятия для сотрудников ДОО: мастер-класс "Мастерская интерактивных игр", проведение SWОT-анализа на тему "Интерактивные дидактические игры как средство развития словаря у детей с ЗПР", выставка интерактивных настольных игр.

Оценка эффективности использования интерактивных дидактических игр в развитии словаря старших дошкольников с ЗПР позволила выявить значительные улучшения – уровень развития активного словаря у детей повысился. Дети стали увереннее пользоваться речью, меньше допускали ошибки. Таким образом, была доказана ранее сформулированная гипотеза о том, что интерактивно дидактические игры являются эффективным средством развития словаря детей дошкольного возраста с ЗПР.

Нельзя недооценивать применение мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает коммуникативные способности детей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом, ЗПР