В статье раскрывается содержание формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также возможность использования интерактивно-дидактических игр, разработанных на основе мультимедийных технологий, в работе по обогащению словаря детей.
Ключевые слова: задержка психического развития,словарь, лексика, интерактивно-дидактические игры.
Актуальность исследования обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи.
Расширение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. При развитии словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Игра - основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.
Для обучения через игру созданы интерактивно дидактические игры. Детям предлагаются задания в игровой форме, они играют и не подозревают, что усваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь.
Интерактивно-дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. Необходимо отметить, что посредством интерактивно-дидактических игр, дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь.
Словарные интерактивно дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, изучению слов в их обобщенных значениях
В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден применять приобретенные речевые познания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Интерактивно-дидактические игры - действенное средство закрепления грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Целью исследования: доказательство эффективности использования мультимедийных технологий в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На основании программных задач на констатирующем этапе были разработаны диагностические задания на основе программы "Воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития", которые позволяют выявить уровень развития словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развития по теме "Дикие животные".
1. Методика "Назови, что покажу"
Цель: выявление наличия существительных в словаре ребенка.
2. Методика "Кто как двигается?"
Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.
3. Методика "Кто как говорит?"
Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.
4. Методика "Опиши дикого животного"
Цель: выявление наличия прилагательных и наречий в словаре ребенка.
Критерии оценки:
1 балл – ребенок не называет слово.
2 балла – ребенок самостоятельно слово не называет, затрудняется в значение и при помощи (подсказке взрослого) называет.
3 балла - самостоятельно называет в точном значении.
Оценка уровней знаний об развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
Высокий уровень – 2,5 - 3,0 балла
Средний уровень – 1,7 - 2,4 балла
Низкий уровень – 1,0 - 1,6 балла
Характеристика уровней:
На основе интерпретированных результатов диагностики было установлено что 45% детей имеют низкий уровень сформированности словаря, 55 % детей имеют средний уровень сформированности словаря.
Данные констатирующего эксперимента и теоретическое изучение проблемы развития словаря позволили запланировать формирующий эксперимент, целью которого явилась разработка и апробация цикла интерактивных игр с использованием мультимедийных технологий в развитии словаря у детей 6-7 лет с ЗПР.
Для формирующей работы была определена лексическая тема "Дикие животные". Был составлен словарь минимум:
Формирующий этап проходил в течение 1 месяца и включал 3 этапа:
1 этап – подготовительный
Цель: актуализация словаря по теме "Дикие животные".
Для реализации первого этапа были разработаны интерактивные дидактические игры: "Кто у кого?", "Кто где живет", "Угадай животное", "Какой? Какая?", "Чей хвост", "Кто как голос подает?", "Что делает?".
2 этап – основной
Цель: расширение словаря и уточнение значений слов различных частей речи по теме "Дикие животные".
Для реализации второго этапа были разработаны интерактивные дидактические игры: "Кто у кого?", "Кто где живет", "Угадай животное", "Назови семью", "Кто чем питается?", "Один - много", "Назови ласково", "Измени слова по образцу", "Какой? Какая?", "Чей хвост", "Наоборот", "Кто как голос подает?", "Что делает?", "Про кого можно сказать…", "Подбери словечко", "Кто как двигается".
3 этап – заключительный
Цель: закрепление навыка употребления новых слов.
Для реализации третьего этапа были разработаны интерактивные дидактические игры: "Узнай зверя по описанию", "Назови по порядку", "Четвертый лишний", "Доскажи словечко", "Составление рассказа-описания", "Скажи одним словом".
В рамках организации педагогического просвещения родителей по теме "Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством мультимедийных технологий" были разработаны: консультация "Особенности формирование словаря и связной речи у детей 5-6 лет с ЗПР", папки-передвижки "Особенности формирование словаря и связной речи у детей 5-6 лет с ЗПР", буклет "Интерактивно дидактические игры на тему "Дикие животные"", практикум "Мастерская интерактивных игр".
Также были запланированы мероприятия для сотрудников ДОО: мастер-класс "Мастерская интерактивных игр", проведение SWОT-анализа на тему "Интерактивные дидактические игры как средство развития словаря у детей с ЗПР", выставка интерактивных настольных игр.
Оценка эффективности использования интерактивных дидактических игр в развитии словаря старших дошкольников с ЗПР позволила выявить значительные улучшения – уровень развития активного словаря у детей повысился. Дети стали увереннее пользоваться речью, меньше допускали ошибки. Таким образом, была доказана ранее сформулированная гипотеза о том, что интерактивно дидактические игры являются эффективным средством развития словаря детей дошкольного возраста с ЗПР.
Нельзя недооценивать применение мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает коммуникативные способности детей.