Аннотация: в работе анализируются теоритические источники по формированию словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Изучаются особенности формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Ключевые слова: ОНР, словарь, дети среднего дошкольного возраста, особенности.
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение для психического развития.
Словарь – один из важных элементов речевого развития ребенка. При развитии словаря ребенок многосторонне развивается. Овладение словарем является важным компонентом умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Богатый словарь ребенка - это признак высокоразвитой речи.
Расширение словаря необходимое условие для полноценного общения с окружающим. Богатый словарь полноценное условие для общения с окружающим. Развитие словаря позволяет ребенку называть вещи своими именами, понимать значение слов. Без словаря ребенок не сможет перейти на ступень развития связной речи. Не овладев связной речью, не сможет обучаться по программам дошкольного, а впоследствии, школьного образования.
В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов.
Расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь – залог успеха во многих и многих областях знания.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов. Для реализации всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры.
Игра - основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируется мастерство управлять собственным поведением
В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.
Словарные дидактические игры помогают развивать видовые, родовые понятия. В дидактических играх изучают слова в обобщенном их значении. В этих играх ребенок попадает в такие ситуации, когда он должен применить свой накопленный словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры - средство закрепления грамматических навыков, ведь благодаря динамичности, эмоциональности и заинтересованности детей они позволяют многократно тренировать ребенка при повторении нужных словоформ.
Дидактические упражнения - это лексические упражнения, не имеющие игровых правил, а игровая задача состоит в подборе соответствующего слова
Мы выбрали эту тему для исследования, так как мы работаем с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня и мы бы хотели знать какое влияние оказывают дидактические игры и упражнения на формирование словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель: выявить эффективность дидактических игр и упражнений по формированию словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
На основании программных задач автором на констатирующем этапе были разработаны диагностические задания, которые позволяют выявить уровень сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
На основе полученных результатов была запланирована работа для формирующего этапа. Для реализации задач формирующего этапа был составлен календарно-тематический план работы на месяц (см. таблицу).
Содержание календарно-тематического плана было использовано как при организации основной образовательной деятельности так при организации свободной деятельности детей.
Таким образом, к завершению дошкольного этапа словарь детей доходит такой степени, что они легко контактируют со старшими и ровесниками и могут поддерживать диалог практически на различную тему, доступную для осмысления в их возрасте. Исследование литературы следующий вывод: всестороннее развитие детей осуществляется на основании освоения многовекового опыта людей только благодаря разговору детей со старшими.
Старшие ‒ хранители опыта людей, его знаний, умений, культуры. Передать данный навык невозможно иначе как с помощью языка. Язык ‒ основное средство человеческого общения.
Таблица 1. Перспективное планирование по формированию словаря у детей средней группы с ОНР на один месяц
Неделя Лексические темы |
Словарь-минимум |
Задачи |
Игры и упражнения |
1 неделя Чайная посуда |
Существительные: чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож. Глаголы: есть, пить, Прилагательные: новый, красивый. |
Учить различать и выделять в словосочетаниях названиях признаков по назначению и вопросов: «Какая?», «Какой?», «Какие?» |
Упражнения: 1. «Что купили?» 2. «Что изменилось?» 3. «Назови и покажи какую посуду ты знаешь» Дидактические игры: 1. «У белочки в гостях» 2. «Кто больше подберет слов» 3. «Большой – маленький» 4. «Угадай, что это?» 5. «Кукла Катя обедает» |
2 неделя Чайная посуда |
Существительные: чашка, ложка, нож, блюдце. Глаголы: мыть, разбить, заваривать. Прилагательные: синяя, красная, зеленая, желтая. |
Уточнять значения обобщающих слов. |
Упражнения: 1. «Подуем на чай» 2. «Часть и целое» Дидактические игры: 1. «Разбитая чашка» 2. «Куклы принимают гостей» 3. «Что лишнее?» 4. «Скажи наоборот» 5. «Сервируем стол» |
3 неделя Кухонная посуда |
Существительные: кастрюля, сковорода, солонка, масленка. Глаголы: рубит, варит, давит, кипит. |
Учить детей некоторым способом словообразования: с использованием существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголами с разными приставками |
Упражнения: 1. «Что это?» 2. «Готовим обед» 3. «Из какого материала» Дидактические игры: 1. «Назови ласково» 2. «Сосчитай посуду» 3. «Как называется?» 4. «Объясни, что делает этот предмет?» 5. «У какого предмета посуды есть это?» 6. «Подбери посуду для куклы» |
4 неделя Кухонная посуда |
Существительные: стакан. чашка, ложки. Глаголы: пить,варить Прилагательные: серебряная, металлическая, деревянная. |
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжельное местоимение: «мой-моя-моё» |
Упражнения: 1. «Подбери признак» 2. «Жадина» Дидактические игры 1. «Из чего сделана посуда?» 2. «Ложки-стаканы» 3. «Подскажи словечко» 4. «Один-много» |