В статье описывается проведение диагностики и игр на развитие мышления детей подготовительной группы с задержкой психического развития.
Ключевые слова: мышление, ЗПР, дидактические игры.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. Полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане
Таким образом, тема является актуальной, поскольку в дошкольных учреждениях часто используются дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности, так как с помощью них можно развить все психические процессы, в том числе и мышление.
Цель исследования является выявление эффективности развития мышления у детей подготовительной группы с задержкой психического развития посредством дидактических игр
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие мышления у детей подготовительной группы с задержкой психического развития будет осуществляться при следующих условиях:
С целью выявление первоначального уровня мышления у детей подготовительной группы с задержкой психического развития мы провели диагностику, состоящую из шести заданий, взятых с "Методики психолого-педагогического обследования дошкольников" С.Д. Забрамной.
1 задание "Четвертый лишний"
Цель: определение особенности словесно – логического мышления, аналитико-синтетической деятельности в зрительно – воспринимаемых объектах.
2 задание "Зрительные аналогии"
Цель: выделение характера логических связей и отношений между предметами.
3 задание "Изучение процесса классификации"
Цель: исследование уровня процесса обобщения, последовательности суждения.
4 задание "Что изменилось?"
Цель: определить особенности наглядно – образного мышления (анализ, сравнение, сходство и различие).
5 задание "Последовательные картинки"
Цель: исследование причинно – следственной связи, элементов логического мышления, целостность восприятия ситуации на картинке.
6 задание "Нелепицы"
Цель: определить способность делать простейшие обобщения, рассуждать логически, выделять несоответствие объектов и событий.
В диагностике принимало участие 10 человек. Проведенное исследование показало, что двое детей имеют высокий уровень мышления, трое – средний уровень, пятеро – низкий уровень мышления.
Исходя из полученных результатов, мы составили календарно-тематическое планирование на один месяц. В него мы включили дидактические игры и индивидуальную работу для детей на каждый день, работу с родителями и педагогами. Проводили работу со всеми детьми группы, однако больший упор делали на детей, чей уровень развития мышления определялся как низкий и средний.
Вся работа разделилась на 2 этапа: основной – 3 недели и заключительный – 1 неделя.
На основном этапе мы проводили игры на развитие обобщения, определения последовательности, суждения, анализа и синтеза. Сюда вошли игры: круги Луллия "Домашние животные", "Продолжи ряд", "Сортируем по наличию признака", "Блоки путешествуют", "Рассели жильцов в домики", "Уникуб", "Сложи квадрат", "Сложи узор" "Лепестки","Продолжи ряд".
На заключительном этапе проводили игры на как умение рассуждать логически, выделение соответствий. Сюда вошли игры: "Универсальный предмет", "Да-нетки", "Что было-что будет", "Разбежались", "На что похоже?", "Ты-моя частичка", "Хорошо-плохо","Собака-солнце-помидор", "Как оно сюда попало", "Друдлы", "Что изменилось?". Все игры подобраны исходя из ТРИЗ и игровой технологий.
Таким образом, проведя диагностику в начале исследования и выявив уровень мышления детей подготовительной группы с задержкой психического развития, мы с помощью игр, обозначенных выше, будем развивать мышление детей до уровней средний и высокий. После этого мы сможем с точностью сказать, что дидактические игры действительно развивают мышление детей.