Цель исследования: выявить эффективность использования нетрадиционной техники "скрапбукинг" в формировании художественного творчества у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Ключевые слова: художественное творчество, воображение, скрапбукинг, нарушение зрения, дети 6-7 лет.
Дошкольного образования, одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях – воспитание нового поколения детей, которые обладают высоким творческим потенциалом.
Художественное творчество в педагогической науке рассматривается "как высшая форма деятельности человека через эстетическое познание и созидание, осуществляющихся на основе освоения и развития наличных форм культуры". Н.Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, это особая форма процесса развития ребенка, которая носит "глубоко личностный характер" и определяется неповторимостью личности ребенка, накопленного им опыта художественной деятельности.
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.
Согласно Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Творческое воображение детей с нарушением зрения из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее поскольку не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у детей с косоглазием и амблиопией.
По мнению Л.И. Плаксиной художественное творчество у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет свои особенности. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем.
В процессе обучения изобразительной деятельности детей с нарушением зрения осуществляется работа по формированию реальных образов мира, целенаправленному развитию зрительного и других видов восприятия, умения последовательно обследовать предметы, умения анализировать их основные признаки и др. Поэтому актуальной задачей становится необходимость поиска нестандартных инновационных решений в качестве альтернативы традиционным методам развития детей со зрительной патологией, как по форме, так и по содержанию.
Одной из техник художественного творчества, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию, как творческому потенциалу, так и развитию личности ребенка в целом, является нетрадиционная техника – скрапбукинг.
Скрапбукинг (от англ. scrap "вырезка", book "книга") – вид художественного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейный и личных альбомов, состоящих из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, поздравительных открыток
В процессе художественного творчества дети осваивают базовые техники скрапбукинга:
Осуществляется накопление сенсорного опыта; развивается чувство композиции, колорита; совершенствуются навыки работы с различными инструментами и материалами, навыки ориентировки в пространстве; дети овладевают практическими действиями художественного дизайна и учатся преобразовывать предметы и объекты в завершенное эстетическое состояние, учатся свободно выражать свой замысел, что побуждает к творческим поискам и решениям.
Художественное творчество – это форма активности и самостоятельной деятельности человека, создания новых как по замыслу, так и по форме эстетических ценностей, реализация сил и творческих способностей человека. Нетрадиционная техника "скрапбукинг" позволяет разнообразить изобразительную деятельность, развивать эмоциональную и эстетическую сторону личности детей со зрительной депривацией.
Для выявления уровня сформированности художественного творчества у детей 6-7 лет с нарушением зрения была составлена программа констатирующего этапа, включающая в себя:
Итоговые результаты диагностики, проведенной с детьми 6-7 лет с нарушением зрения, позволили констатировать оптимальный уровень сформированности художественного творчества у 64,3% детей, минимальный уровень – у 35, 7% детей, максимальный уровень – не выявлен.
Для организации формирующей работы были определены следующие этапы.
1 этап – подготовительный
Цель: познакомить детей с техникой "скрапбукинг", ее историей, стилями, техниками, вариативностью материалов и инструментов, а также вызвать интерес к использованию данной техники в творческой деятельности. На первом этапе была проведена беседа на тему "Необычная техника – "скрапбукинг".
В свободной деятельности был организован просмотр презентаций "История скрапбукинга", "Стили и техники скрапбукинга". Проведены занятия с элементами исследовательской деятельности "Виды и свойства бумаги", "Инструменты для скрапа", занятие по прикладному творчеству "Изготовление цветов из бумаги". В свободной деятельности дети выполняли творческие работы с применением штампов. Также была организована работа по сбору различных материалов для скрапбукинга совместно с родителями воспитанников.
2 этап – основной
Цель: учить детей изготавливать изделия с использованием техники "скрапбукинг" своими руками. На данном этапе было проведено 10 занятий по прикладному творчеству, объединенных в блоки:
Выбор тематики для творческих работ определялся с учетом календарно-тематического плана воспитателей группы и календаря праздников.
В процессе занятий по прикладному творчеству дети 6-7 лет с нарушением зрения осваивали техники скрапбукинга: дистрессинг ("состаривание" страниц и создание рваного края), штампинг (создание декоративных эффектов с помощью штампов).
Выполняли изделия с использованием разных стилей "скрапбукинга":
Происходило накопление словаря терминов, сенсорного опыта, развитие мелкой моторики рук; формирование чувства композиции, колорита при подборе цветовой гаммы и фактуры материалов, создании объемности; совершенствование навыков работы с различными инструментами и материалами, навыков ориентировки в пространстве. Дети овладевали практическими действиями художественного дизайна и учились преобразовывать различные материалы (бумагу, картон, элементы декора – пуговицы, ленточки, кружево, пайетки, нитки, цветы, природные материалы – веточки, засушенные листья и др.) в завершенное эстетическое изделие, выражать свой замысел, что побуждало к творческим поискам и решениям.
Контрольный этап исследования позволил увидеть динамику в сформированности художественного творчества детей 6-7 лет с нарушением зрения, что указывает на эффективность использования техники "скрапбукинг".
Таким образом, нетрадиционная техника "скрапбукинг" позволяет разнообразить художественное творчество, создавать индивидуальные творческие продукты, развивать эмоциональную и эстетическую сторону личности, способствуя тем самым благоприятной самоактуализации личности детей дошкольного возраста с нарушением зрения.